Верность Христу — ценой жизни

Уже давно хрестоматийным событием мировой истории стали преследования христиан в Римской империи. Обычно про них вспоминают, когда нужно найти пример, с одной стороны, бессмысленной жестокости и с другой — твердокаменной верности убеждениям.

Novom-600x442

Казалось бы, те гонения стали порождением исключительно своей эпохи, страхом античного мира перед принципиально новой религией и ее ценностями, и никак не были должны найти свое продолжение в будущем. Но, как оказалось, — нашли. Причем повторились они в стране, веками считавшей себя хранительницей истинного христианства, и на канонической территории Церкви, являвшейся крупнейшей и могущественнейшей из числа Поместных Православных во всем мире.

«Ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день» прозорливо повелел установить еще Поместный собор Русской Православной Церкви в Москве в апреле 1918 — когда «полномасштабные» гонения новой революционной власти на духовенство и верующих еще только начинались. День 25 января (7 февраля по новому стилю) для молитвенного поминовения избрали в память о трагической кончине митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), зверски убитого при взятии Киева красноармейцами. При этом, киевский архипастырь стал уже далеко не первой жертвой революции из числа духовенства.

Однако полноценного воплощения этого решения в жизнь придется ждать многие десятилетия, пропитанных густой кровью как митрополитов и епископов, так и простых священнослужителей и мирян, отказавшихся поступиться своей верой. Представить же себе даже в сравнительно «спокойные» годы советской эпохи канонизацию или даже просто молитву за тех, кого действующая власть осудила как врага и предала «высшей мере наказания», было решительно невозможно. Более того, государственная власть неоднократно принуждала Священноначалие декларировать отсутствие преследований клира и паствы в Советском Союзе и представлять пострадавших в годы гонений как тех, кто «прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу».

Более же свободная в своих действиях Русская Православная Церковь заграницей после долгой подготовки совершила прославление Собора новомучеников только в 1981 году.  Впрочем, уже через десять лет этот скорбный праздник смогут отпраздновать и в самой России. По действующим ныне правилам определения его даты, позволяется использовать и предшествующий 7 февраля воскресный день; потому в этом году мы и отмечаем его сегодня.

А в 2000 году на Архиерейском соборе будут канонизированы 1097 подвижников Церкви, пострадавших от рук богоборцев в ХХ веке. Работа по прославлению их подвига продолжится в последующие годы: к концу 2017 года Собор новомучеников и исповедников будет включать в себя почти 1780 имен (из них 14 — святые, подвизавшиеся в Приенисейской Сибири).

Так почему же мы, живущие в ХХI веке, должны помнить о новомучениках? Не является ли абсурдным утверждение, что именно они спасли Церковь, дали ей возможность жить и благоденствовать сегодня? Как вообще смерть может утвердить что-то позитивное?

Но ведь и жизнь являет собой ценность только тогда, когда есть за что ее отдать. Новомученикам, как оказалось, было ради чего расставаться со своими жизнями. Решительный отказ отрекаться от Христа и Церкви стал лучшим свидетельством (μάρτυρας — «свидетель», именно так дословно «мученик» переводится с греческого языыка) о вечной силе и абсолютной истине христианского учения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *