Время, когда храмы закрывали без разбора

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел второй в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О епископах Феофане (Еланском) и Серафиме (Зборовскиом), управлявших Красноярской епархией в 1934–1936 годах, рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

5LRUqXwoeeE1

ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня мы продолжим рассказ о жизни Красноярской епархии в 30-е годы прошлого века. К слову сказать, именно в 1934 году епархия, расположенная в пределах новоучрежденного края, стала официально называться Красноярской, а не Енисейской.

В апреле того года возглавить епископскую кафедру священноначалие благословило епископа Феофана (Еланского), ранее архимандрита казанского Спасского монастыря. О нем нам расскажет главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.

ГМ: Мы подходим к самому тяжелому периоду в жизни нашей Красноярской епархии. После епископа Антония (Миловидова) новым Преосвященным становится епископ Феофан, в миру — Николай Александрович Еланский. Это был достаточно молодой иерарх: родился он в 1892 году, в Нижегородской губернии, происходил из семьи протоиерея. Примечательно, что монашеский постриг он принял уже после революции, в 1918 году.

Митрополит_Кирилл_(Смирнов)

Митрополит Кирилл (Смирнов) (1863–1937)

Постригал его митрополит Казанский и Сивяжский Кирилл — будущий священномученик, ставший для молодого монаха духовным отцом. И через всю свою жизнь владыка Феофан сохранял связь со своим наставником; владыка Антоний )Миловидов) будучи здесь, на красноярской земле, нашел возможность навестить митрополита Кирилла, жившего в ссылке в Туруханске.

Вообще, по благочестию и авторитету митрополиту Кириллу, быть может, не было равных во всей Церкви того времени, и многие епископы считали именно этого будущего святого единственно достойным стать Святейшим Патриархом после смерти святителя Тихона. И именно митрополит Кирилл и задал, если можно так сказать, духовное направление жизни и служения епископа Феофана.

Этот епископ в разные годы был знаком со многими выдающимися подвижниками Русской Церкви в XX веке. Так, он выступал одним из ближайших соратников святителя Иосафа, епископа Чистопольского, боролся под его началом с раскольниками-обновленцами на территории современной Республики Татарстан. Естественно, верность игумена Феофана пастырскому долгу не могли не оценить «по достоинству» советские власти. Дважды его отправляли в соловецкие лагеря, жил он в ссылках и в других суровых краях, оказавшись, в конечном счете, здесь, в Красноярске (23 апреля 1934 года), будучи уже рукоположенным во епископы.

1a_a

Улицу Советскую (ныне — проспект Мира) готовят к празднованию годовщины Октябрьской революции. Красноярск, 1934 год. Источник: kraskompas.ru

Правящим архиереем на нашей земле он пробыл недолго: 11 мая 1935 года последовал новый арест, затем — скорый и неправедный приговор суда, исправительно-трудовой лагерь. Один из его товарищей упоминал в письме домой:

— Теперь наша бригада работает на свежем воздухе, а бригадир наш — епископ Красноярский Феофан. Мы единственные во всем лагере заслужили право работать без конвоя…

Вот такой — удивительный и парадоксальный — «привет» из 1937 года дошёл до нас…

ДВ: В том же 1937 году епископ Феофан был расстрелян. Как бы страшно это не звучало, но расстрел архипастырей и священников в это время становится чем-то обычным. К середине 1930-х годов наступление богоборческих властей на Церковь перерастает в тотальное закрытие храмов и массовые репрессии против священнослужителей. Предоставим слово нашему эксперту Геннадию Малашину.

ГМ: Этот период, когда владыка Феофан нес служение на Красноярской земле — 1934–1935 годы, был страшным временем. На берегах Енисея как раз начинается повальное закрытие всех храмов: власти изымали их безо всякого разбора, как у канонической Церкви, так и у раскольников-обновленцев.

Бессильным свидетелем этого страшного процесса и стал новый правящий архиерей — епископ Серафим (Зборовский). Пробыл он в Красноярске тоже недолго: с сентября 1935 года по апрель 1936. На эти месяцы и пришлись закрытия большинства исторических церквей краевой столицы: Покровской (нынешнего кафедрального собора), Никольской кладбищенской, утраченных Всехсвятской и Воскресенской… А летом 1936 года будет уничтожен и Богородице-Рождественский кафедральный собор.

7_13921060011

Советский план застройки площади Революции (бывшей Новобазарной) города Красноярска после уничтожения кафедрального собора. Источник: naov.ru.

Потому правление епископа Серафима во многом было номинальным: у него не было никаких возможностей, чтобы препятствовать наглой вседозволенности безбожников. Пытался и сам иерарх, конечно, и пастыри, и миряне обращаться к властям, просить о справедливости, но их прошения приводили только к новым арестам, новым делам и новым «контрреволюционным организациям», порожденным воспаленным сознанием сотрудников НКВД.

Весной 1936 года владыку Серафима увольняют на покой, затем он на недолгое время становится епископом Актюбинским и Кустанайским, — очевидно, что это решение тоже было связано с новой ссылкой. Там, в Казахстане, этот архипастырь и провел свои последние полтора-два года жизни. Естественно, что его в 1937 году осудили за антисоветскую деятельность и, естественно, приговорили к расстрелу.

ДВ: В жизнеописании владыки Серафима сохранились два эпизода, которые можно трактовать как пророческие. Первым из них стала его архиерейская хиротония: митрополит Саратовский Серафим (Александров), напутствуя рукоположенного, сказал, что архипастырское служение — это крест, «а с креста не сходят, с креста снимают».

0_133ac6_748bb867_orig

Группа заключенных-священнослужителей одного из учреждений ГУЛАГа на территории современного Казахстана. 1956 год. Источник: photochronograph.ru

Когда же через несколько дней новопосвященный епископ прибыл к месту своего служения, встречавший его священник обратился ко владыке со словами: «Если вы, подумав, сознательно примете этот крест, я с радостью поцелую Вашу руку». Епископ Серафим не мог не взять креста, но был погружен в долгие раздумья совпадением двух речей. Думаю, в последние минуты свой жизни он не мог не вспоминать об этом.

Что же касается осиротевшей красноярской епархии, то только один епископ еще успел возглавить её в довоенное время — владыка Сергий (Куминский), которому на момент восхождения на кафедру было 67 лет. Но о жизни этого неординарного человека мы расскажем в следующей нашей программе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *