Православная «экзотика»?

PSS_1708

«Это что вообще такое!??? Совсем рехнулись? Я уже не говорю о законности этого … как бы мягче сформулировать»

Комментарий интернет-пользователя, стиль и пунктуация сохранены

О чем, по мнению читателя, пыталась сообщить на личной странице одна из красноярских пользовательниц социальной сети Facebook? О затянувшемся ремонте одной из дорожных развязок краевой столицы? Об очередной «точечной застройке» во дворе? Или, быть может, в Красноярске снова средь бела дня отстреливают бродячих домашних животных? Нет, нет и еще раз нет: взрыв эмоций на экваторе лета у горожанки вызвала… Божественная литургия в храме-палатке, установленном на набережной в районе Стрелки — месте возрождения Богородице-Рождественского кафедрального собора.

«Крик души» возмущенной поборницы собственных воззрений на светскость государства с радостью подхватили красноярские средства массовой информации, — по всей видимости, журналисты изнывали от традиционного в летнюю пору информационного «безрыбья». Автор поста быстро махнула пером и «обернулась» в «возмущенных красноярцев». В отдельных публикациях между строк отчетливо читаются привычные и многократно опровергнутые домыслы о мнимой ненужности возрожденного собора Рождества Божией Матери в историческом сердце города.

Но вернемся к непосредственному информационному поводу. Литургия в храме-палатке ни в коей мере не нарушила законодательство Российской Федерации. «Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются… на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве» (из Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений»).

Тем не менее, случай примечателен: он демонстрирует, что передвижные церкви в целом и храмы-палатки в частности по-прежнему воспринимаются обществом как диковинка. Даже многие верующие считают их неким недоразумением — если даже не надругательством. И, в то же время, на крупнейших и авторитетнейших православных информационных площадках, будь то «Православие и мир», «Фома» или «Православие.ру», материалы, посвященные данной теме, необъемны и крайне редки.

Ткань вместо дерева и камня

А между тем передвижные храмы постепенно становятся неотъемлемой частью жизни самых разных епархий Русской Православной Церкви. Причем не только в виде палаток, но и храмов-вагонов, кораблей и автобусов. Их можно встретить за рубежом, в Центральной России, у нас, в Сибири, и в других регионах. Так зачем же они нужны?

Такие «необычные» храмы призваны предоставить место для молитвы верующим там, где полноценное здание церкви только строится или возвести его весьма трудно (или физически невозможно). Военные полигоны, территории с малолюдным населением и тяжелыми климатическими условиями (например, Крайний Север)… Вместе с тем, передвижные храмы служат неоценимыми помощниками в миссионерском и социальном служении Церкви, позволяют принести слово о Боге и дать возможность людям соприкоснуться с богослужебной жизнью в самых разных уголках мира.

Необходимость в храмах, которые не стоят на месте в прямом смысле этого слова, осознали еще в царской России. Первый известный храм-палатку создали еще в 1724 году, для пожелавшего принять Православие калмыцкого хана. Впоследствии подобный опыт использовался при окормлении других малых этносов на окраинах необъятной империи. Кстати, и первый плавучий храм — переоборудованный пароход-буксир — тоже создали еще в дореволюционной России, в 1910 году в Астраханской губернии.

К сожалению, в некоторых случаях ставить храмы-палатки вынуждают и горестные обстоятельства. На Украине это стало ответом на систематические захваты храмов «общинами» т.н. «Киевского Патриархата». Так, в 2008–2011 годах в палатках молились прихожане храма великомученицы Екатерины в городе Чернигове, после того, как их церковь присвоили себе раскольники. Кстати, последователи «Киевского Патриархата» не остановились после этого и перед поджогами храмов-палаток. Прямо когда в них совершалось богослужение! Слава Богу, человеческих жертв удалось избежать.

Это не лишнее напоминание каждому

Председатель епархиального Миссионерского отдела, штатный священник красноярского Никольского кладбищенского храма иерей Андрей Дорогов имеет почти десятилетний опыт служения в храмах-палатках. Священник признается: когда в первый раз увидел такую необычную церковь на выставке «Русь православная» в 2008 году, сам испытал весьма сильное удивление.

i2

Однако достаточно быстро, как рассказывает отец Андрей, ему удалось понять все преимущества, которые дает пастырю такой «походный» храм. «В местах, где храма нет, он напоминает людям о Боге, словно дисциплинирует их, делает благоразумнее в поведении», — утверждает батюшка, опираясь на личный опыт служения, в том числе, на фестивалях «Мир Сибири» и «Высоцкий и Сибирь».

Почему бы не служить просто на открытом воздухе? Отец Андрей напоминает: церковные каноны не запрещают однозначно совершение Божественной литургии под открытым небом, хотя на практике это крайне затруднительно, иначе… «дождь, пыль или ветер могут попасть в Святые Дары, либо опрокинуть их, чем осквернят их. А вот такое уже — серьезное нарушение церковных правил, ведь оскверняется само Тело Христово».

Храм-палатка одним своим наличием создает символический образ храма, что имеет большое значение. Ситуация с восстановлением Богородице-Рождественского собора — один из таких примеров.

— Мы не знаем, когда именно возродят эту утраченную великую святыню, но все это время мы должны молиться, мы должны совершать Литургию, и храм-палатка дает верующим такую бесценную возможность, — подчеркивает батюшка.

На быстро погасший огонь критики в некоторых красноярских СМИ отец Андрей реагирует спокойно:

— Я убежден, что большинство наших сограждан — нормальные люди, и они все понимают. Ведь что такое Стрелка? Это место, из которого вырос весь Красноярск. Но мог ли он вырасти без Православия, без храмов? Конечно же, нет. Начать хотя бы с того, что Преображенская церковь стала одним из первых зданий в Красноярском остроге.

Традиционное и актуальное

Тому, кто имеет хотя бы базовые представления о ветхозаветной истории, нет нужды объяснять право на жизнь и уместность церквей-палаток. Ведь именно такую форму имел самый первый храм в авраамической традиции — скиния, походный храм, созданный пророком Моисеем по повелению Божию после Синайского Завета. К слову, происхождение многих элементов современного православного богослужения и храмового убранства идет именно от скинии, стоявшей в Иерусалиме около двух тысячелетий назад: это и отдельно выделенная алтарная часть, и престол, и жертвенник, и даже такие детали как лампады и воскуривание ладана.

Спустя прошедшие века храм-палатка предстает совершенно в ином качестве. Теперь это уже не дань традиции, но достойный ответ на актуальные вызовы времени и наглядное свидетельство тому, что Православная Церковь в несении своей миссии готова прибегать к самым нестандартным методам, не боясь людского невежества и банального глумления.


Максим Рычков для газеты «Православное слово Сибири» и сайта kasdom.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *