Система работы в области духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях города Ачинска

Савицкая Любовь Юрьевна, Симановская Надежда Викторовна, методисты управления образованием администрации г. Ачинска

Особая сфера воспитательной работы — ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед: пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.

В.А. Сухомлинский

В федеральных государственных стандартах процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей.

Воспитание и социализация, согласно Стратегии, Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Это означает, что в процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ (см. Приложение № 2).

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время педагогической и родительской общественностью бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, каково место и роль религии, семьи, СМИ.

Как и чему учить в наше непростое время? Какие духовно-нравственные ценности воспитывать в детях?

Этот вопрос стал актуальным и для педагогов и руководителей образовательных организаций г. Ачинска.

Система работы в области духовно-нравственного воспитания представляет собой открытую площадку практических проб, освоения, апробации и предъявления новых форматов деятельности.В городе Ачинске стало традиционным проведение Рождественских чтений — это есть продолжение начатого дела по обобщению и представлению практического опыта по направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.

В образовательных организациях проводятся родительские собрания «Нравственные чувства человека и особенности их формирования», семейных совместных мероприятий, событийные мероприятия «Кузьминки или посиделки на Кузьму и Демьяна», «Пасхальная неделя», «Масленица», «Рождественские колядки», «Свет Рождественской звезды», «День семьи, любви и верности», организовано проведение школьного, муниципального этапов общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре», муниципального этапа всероссийского конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и конкурса в рамках Дней святителя Луки.

Особого внимания заслуживает опыт образовательных организаций г. Ачинска в области реализации социальных проектов, воплощение идей которых стало возможно благодаря участию команд образовательных организаций в грантовых программах и конкурсах разного уровня (см. Приложение № 1).

Успешно реализовываются проекты и программы летней оздоровительной кампании, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств личности учащихся: проект «Летнее солнцестояние» (МБОУ «Школа № 6), программа «Летнее путешествие» (МОУ «Лицей № 1»), программа «Волшебная радуга» МБОУ «Школа № 18», программа «Город мастеров» (МБОУ «Школа № 8»), проект «Академия звезд» (МАОУ «Школа № 3).

С целью координации деятельности, осуществления методического сопровождения введения ФГОС по направлению образовательного процесса «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся», создания условий для обобщения практик духовно-нравственного воспитания в г. Ачинске проводятся городские конкурсы: конкурс проектов классных руководителей и воспитателей, программ педагогов дополнительного образования, программ элективных курсов, конкурс программ воспитания и социализации учащихся, духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Педагоги города Ачинска ежегодно принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», который проводится по инициативе Русской Православной Церкви при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Представители педагогической общественности принимают участие в конкурсе социального партнерства ОК РУСАЛа «Помогать просто», который призван способствовать развитию культуры благотворительности и добровольчества. Заслуженное признание получили добровольцы, которые внесли значимый вклад в развитие города. Так, в 2014 году в номинации «Помогай-мен» (за личную активность и инициативу) дипломом за первое место была награждена Галина Николаевна Кучер — директор МБОУ «Школа № 8», за третье место — учитель истории и обществознания МАОУ «Школа № 17» Савицкая Любовь Юрьевна. В течение двух лет педагоги образовательных организаций города Ачинска принимают активное участие в Новогоднем благотворительном марафоне «Верим в чудо! Творим чудо», проводимого центром социальных программ ОК РУСАЛа, целью которого является развитие идей волонтерства и благотворительности. В мероприятия команды педагогов города Ачинска включаются учащиеся, педагоги и родители образовательных организаций городов Ачинска и Назарово.

Город Ачинск стал местом проведения межрайонного фестиваля декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница», целью которого является создание площадки для сотрудничества творческих объединений города Ачинска и прилегающих районов в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения через народное и совместное творчество. Инициатором проведения фестиваля является МБОУ «Средняя школа № 6» и управление образования администрации г. Ачинска.

С целью создания условий для духовно-нравственного воспитания выстроено эффективное взаимодействие с городским краеведческим музеем им. Д.С. Каргаполова, Ачинским музейно-выставочным центром, сетью детских библиотек города, отделом спорта, молодежи, культуры администрации г. Ачинска, ММЦ «Сибирь», центром социальных программ ОК РУСАЛа. Совместно проводятся мероприятия, разрабатываются проекты, организуются выставки. Такие мероприятия имеют положительное значение не только для детей, но и для учителей, «сеющих вечное, разумное, доброе» в душах своих учеников.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственный облик учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития, становления личности обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного, гражданского и личностного поведения.

Возвращаясь к вопросу о необходимости включения всех субъектов деятельности в процесс духовно-нравственного развития, социализации детей и молодежи, стоит отметить своевременное нормативное включение в основную образовательную программу образовательных организаций обязательное изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10–12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные, располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура».

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В связи с потребностью поиска эффективных форм реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» была разработана схема методического сопровождения реализации предметной области, с учетом опыта образовательных организаций г. Ачинска в выборе способов ее реализации (см. Приложение № 3).

Данная схема учитывает особенности организации учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, потребности и интересы всех участников образовательных отношений. Выстраивание деятельности на ее основе осуществляется при помощи сопровождения образовательных организаций, где предметная область введена впервые в 2015–2016 учебном году, посредством деятельности городской проблемной группы «Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР». Городская проблемная группа — это площадка для выявления и предъявления успешного педагогического опыта (проводятся семинары, творческие мастерские, организовано посещение занятий, мероприятий).

Стоит отметить, что наряду с появлением успешных практик в области духовно-нравственного воспитания на уровне муниципалитетанерешенными остаются такие вопросы, как:

  • комплексное вовлечение в решение вопросов нравственного развития подрастающего поколения представителей Русской Православной Церкви;
  • выстраивание диалога с семьями учащихся при совместном решении вопросов духовно-нравственного воспитания, разработки программы семейного духовно-нравственного воспитания;
  • тиражирование педагогами образовательных организаций со временных и актуальных форматов проведения мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • отсутствие разработанной на региональном уровне нормативно-правовой базы, методических рекомендаций для педагогов в области духовно-нравственного воспитания, введения предметной области ОДНКНР.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе выстраивания целенаправленной деятельности в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения должен стоять конструктивный диалог, сотрудничество всех заинтересованных структур и ведомств, должны решаться содержательные вопросы формирования основ нравственной культуры школьников образовательных организаций города Ачинска, Красноярского края.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48. — (Стандарт второго поколения).

Приложение № 1.

№ п/п Образовательная организация Название социального проекта Цель проекта
1. МБОУ «Школа № 8» «Счастливая семья — это папа, мама и я» Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«Добру быть» Создание площадки для вовлечения подростков в волонтерскую деятельность, проведение добровольческих акций (проведение акций, мероприятий фестиваля добровольцев).
«Ачинские райтеры» Развитие добровольческой деятельности, направленной на улучшение внешнего эстетического вида города Ачинска (создание волонтерских групп, проведение акций по очищению зданий от несанкционированных рисунков и др.).
2. МАОУ «Школа № 17» «Мы вместе» Создание площадки для организации межкультурного взаимодействия (развитие и совершенствование компетентности учащихся в сфере межкультурной и межличностной коммуникаций).
3. МБОУ «ЦДОД» «Ачинск литературный» Создание площадки для вовлечения жителей города в чтение литературных произведений различной направленности.

Приложение № 2. Схема взаимодействия субъектов деятельности по направлению духовно-нравственного развития детей в г. Ачинске.

Савицкая Л.Ю., Симановская Н.В приложение 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *