Преемственность предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Пригодич Елена Григорьевна, заведующая Центром воспитания и гражданского образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, руководитель направления «Церковь и образование» XVI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений

Образование — это краеугольный камень общества и государства. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят… Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная постмодернистская культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, как же мы можем отказаться от формирования личности в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями?

Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла на встрече с участниками I Православного форума «От сердца к сердцу» (август 2014 г.)

Для педагогов Красноярского края Рождественские образовательные чтения являются центром дискуссии об условиях духовно-нравственного развития и воспитания личности. Содержание статьи является попыткой оформления суждения по новой, но долгожданной теме, которой посвящены несколько площадок Чтений — преемственности новых предметных областей в системе российского общего образования, — «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОРКСЭ и ОДНКНР). В статье обосновывается новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, анализируются итоги и условия введения ОРКСЭ в начальной школе в системе общего образования Красноярского края, поднимается проблема создания условий для введения новой предметной области ОДНКНР.

  1. О новизне содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

ОРКСЭ — это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010—2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля — об основах традиционных для России религиозных культур — православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом. Родители выбирают для образования своего ребенка один из шести модулей.

Шесть лет назад, в начале апробации курса, когда 85 тренеров-преподавателей на 18-ти площадках Красноярского края — от Хатанги до Шушенского, провели первые курсы для одной тысячи шестисот восьмидесяти трех учителей, все мы поняли, почувствовали, что в нашей профессиональной жизни учителей и методистов возникло новое, важное, ответственное — предмет, который нужен детям, семьям, образованию, России.

ОДНКНР — это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5–9 кл.) — вводится с сентября 2015 г.

Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС): высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цели предметных областей: обеспечение знаний норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Содержание предметов — культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов — диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.

  1. Об итогах и условиях введения ОРКСЭ в начальной школе в системе общего образования края.

Ученики, первыми изучившие курс в 2010 году, сегодня уже готовятся к выпускным экзаменам. В Красноярском крае курс изучили более 195 тысяч четвероклассников семи «наборов». С 2010 года в КК ИПК и ППРО обучились более 2 500 учителей для курса ОРКСЭ. Педагоги постигают культуру обсуждения, понимания смыслов культуры, религии, веры, светской этики, пределы светскости и религиозности в преподавании курса. Учителя учатся обсуждать содержание курса с носителями знаний, ценностей и опыта православной, исламской и иудейской религиозных культур. Трудом учителей и методистов разработана ясная и эффективная методика преподавания курса, формат технологической карты урока ОРКСЭ.

Учителя курса овладевают компетентностью выбора учебных пособий по курсу. Например, на 2015-2016 учебный год в крае выполнены дополнительные заказы территорий на учебники по курсу по пяти авторским линиям. Учебники для курса выбирают учителя, а выбор модулей — это право родителей.

Постепенно, через преодоление недоверия, при помощи рекомендаций и приказов «сверху», на основе творческой инициативы лучших педагогов и директоров «снизу» создаются условия для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора родителями модулей курса. Согласно регламенту организации выбора модулей ежегодно, с февраля по апрель включительно, проводится система работ, центром которых являются родительские собрания в третьих классах по вопросам введения курса. Министерством образования края рекомендовано приглашать на собрания представителей централизованных религиозных организаций, установлены графики проведения родительских собраний и налажены контакты на уровнях: министерство образования — Красноярская митрополия, муниципальные органы управления образованием — епархии, благочиния, школы — храмы.

Для понимания итогов работ в этом направлении обратимся к данным о динамике выбора модулей курса ОРКСЭ в Красноярском крае (см. Таблица 1).

Таблица 1. Динамика выбора модулей курса ОРКСЭ.

Модуль РФ 2015 СФО 2015 2015-16 2014-15 2013-14 2012-13 2011-12
Основы православной культуры 32,93 21 21,36 20,7 20,8 18,1 12
Основы исламской культуры 3,57 0 0,15 0,1 0,2 0
Основы буддийской культуры 0,4 2 0,02 0,01 0 0
Основы иудейской культуры 0,02 0 0 0 0 0
Основы мировых религиозных культур 18,4 22 23,2 22,1 23,6 24,3 24
Основы светской этики 44,2 55 55,27 57,07 55,4 57,6 63

 Анализ данных ежегодного мониторинга выбора модулей курса ОРКСЭ в Красноярском крае позволяет отметить существенные различия в выборе модулей между муниципальными территориями. Например, близки к среднероссийскому показателю выбора модуля «Основы православной культуры» (32,93%) и выше него в 2015/16 учебном году три города края: Боготол — 54,5%, Бородино — 36,3%, Канск — 40,5%; и 17 районов края: Абанский — 71%, Богучанский — 31%, Большеулуйский — 70%, Емельяновский — 44,7%, Енисейский — 44,7%, Идринский — 51,6%, Иланский — 57,3%, Канский — 50%, Краснотуранский — 55%, Курагинский — 38,8%, Минусинский 33,5%, Сухобузимский — 33%, Рыбинский — 61,8%, Саянский — 43,4%, Северо-Енисейский — 34,5%, Тасеевский — 49,6%, Шарыповский — 36,3%.

Не выбрали в 2015 году модуль «Основы православной культуры» школах г. Шарыпово и шести районов: Балахтинском, Манском, Пировском, Казачинском, Шушенском, Таймырском муниципальном районе. Минимален выбор основ православной культуры в г. Минусинске — 3%, г. Назарово — 2,5%, г. Сосновоборске — 6%. Солнечном — 3%, районах: Козульском — 4%, Кежемском — 3,6%, Уярском — 5,7%. Выбор модуля «Основы православной культуры» в г. Красноярске в 2012/13 и 2013/14 учебных годах был выше 22%, в прошлом и этом учебном году — соответственно 17,5% и 17,68%. Выбор «Основы православной культуры» в Норильске за первые четыре года вырос с 7% до 17,5%, а в 2015/16 учебном году не многим более 12%. На уровне региона вопрос о причинах неустойчивости и разнородности выбора модулей курса в разных территориях, школах и классах является предметом переговорных площадок (круглый стол 19.04.2015 в Законодательном Собрании, совместные совещания министерства образования и Красноярской Митрополии, муниципальные круглые столы и т.д.).

В рефлексии итогов введения курса ОРКСЭ для методистов и педагогов, реализующих курс, опорой являются библейские фразеологизмы, за каждым из которых события, достижения, ошибки и надежды: «положить начало», «глас вопиющего в пустыне», «святая простота», «камень преткновения», «Фома неверующий», «не хлебом единым жив человек», «много званных, но мало призванных», «что посеет человек, то и пожнет», «упасть на добрую почву».

В Красноярском крае сформирована система информационно-методического, аналитического сопровождения курса ОРКСЭ:

  • рабочая группа по введению курса ОРКСЭ при Министерстве образования Красноярского края;
  • региональный мониторинговый, методический, информационный, консультационный центр по сопровождению преподавания курса ОРКСЭ на базе Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО;
  • лаборатория «Организация и методика духовно-нравственного воспитания» ККИПК и ППРО, одной из задач которой является разработка ресурсов для преподавания основ православной культуры, истории православной церкви в Красноярском крае, образованная в 2013 году по инициативе Главы митрополии Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона при поддержке министерства образования Красноярского края;
  • тьюторы-методисты и специалисты муниципальных органов управления образованием, координирующие введение курса в муниципалитетах;
  • муниципальные методические объединения учителей курса ОРКСЭ.

Деятельность по сопровождению введения курса ОРКСЭ организуется на основе регионального рамочного плана, через проведение системы конференций, семинаров, образовательных чтений, вебинаров, профессиональных и ученических конкурсов, организацию мониторинговой деятельности, изучение общественного мнения. Опорой этой системы является сотрудничество с общественными организациями традиционных конфессий, и собственно человеческий фактор — доверие в отношениях директоров школ, учителей, священников, родителей.

Примером является сотрудничество методических объединений учителей курса и священников Канской епархии. Под председательством Епископа Филарета проводятся окружные Рождественские чтения, в рамках которых учителя представляют опыт преподавания курса. Проводится много конкурсов для педагогов и детей. Педагоги отзываются об этой работе с большой благодарностью. Информация публикуется на сайте епархии, районных администраций, управлений образованием. В Емельяновском районе примером сотрудничества методического объединения учителей курса, Красноярской митрополии, приходских священников, Фонда «София», районной администрации, органов управления образованием, культуры, являются ежегодные Покровские, Рождественские, Пасхальные Чтения, районные фестивали, праздники. В районе реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания населения. Уровень открытых уроков, презентаций, конференций, конкурсных материалов и т.п., представляемых учителями из этих территорий, отличается глубиной, основательностью.

Среди условий введения такой новой предметной области как ОРКСЭ (настойчивая политическая воля «сверху»; система нормативно-методических материалов; специальное обучение учителей; учебные пособия, методические ресурсы; региональное сетевое методическое объединение для профессионального развития учителей курса; системный ежегодный мониторинг и т.д.) в Красноярском крае проблемными остаются две позиции: открытость системы образования к сотрудничеству с родителями, традиционными религиозными конфессиями и принятие предметной области профессиональным педагогическим сообществом и руководителями школ.

В ближайшие два-три года эффективным решением обозначенной проблемы должно стать выявление лучшего опыта учителей, школ, муниципалитетов, описание и передача его всем заинтересованным, поощрение лучших. В этот же период на уровне школ предстоит решить задачу интеграции предметной области ОРКСЭ в образовательное пространство школ через содержание Программ духовно-нравственного развития и воспитания, через преемственность с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  1. О создании условий для введения предметной области ОДНКНР.

Уже в 2010 году педагогами курса был сформулирован вопрос: что должно стать продолжением курса ОРКСЭ в основной школе? Ответ сформулирован через пять лет, в письме Минобрнауки России «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (от 25 мая 2015 года № 08-761). В этом документе рекомендуется реализовать новую предметную область через:

  • занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
  • включение в рабочие программы других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
  • включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР отнесено к компетенции школы. Руководители школ должны обеспечить взаимосвязь трех направлений реализации предметной области (школьный компонент, внеурочная деятельность и интеграция в содержание предметов) и преемственность ОДНКНР на уровне основного общего образования, от пятых к девятым классам.

В рамках краевого Августовского педсовета (2015 г.) педагогами и методистами была инициирована идея создания на базе Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО сетевого проекта по разработке предложений, материалов, для реализации в системе общего образования Красноярского края предметной области ОДНКНР в соответствии с ФГОС основного общего образования. В составе инициативной группы — Ключинская средняя школа Ачинского района, Дрокинская средняя школа Емельяновского района, средняя школа № 17 г. Ачинска, средняя школа № 11 г. Назарово, Никольская средняя школа Емельяновского района, средняя школа № 97 Свердловского района г. Красноярска, Тасеевская средняя школа № 1, Московская средняя школа им. Ивана Ярыгина Шушенского района, Дубенская ООШ Шушенского района, средняя школа № 1 г. Заозерного, Саянская средняя школа № 32, Рыбинская средняя школа № 7) и пять муниципальных команд Большеулуйского, Ирбейского, Краснотуранского, Северо-Енисейского районов и г. Норильска (МБУ «Методический центр»).

Педагогами сетевого проекта поставлен вопрос о необходимости разработки региональной системы условий введения предметной области ОДНКНР в системе общего образования в Красноярском крае.

Аргументом в пользу постановки вопроса являются результаты регионального этапа федерального мониторинга по готовности к введению ОДНКНР (сентябрь 2015 г.). В мониторинге приняли участие все школы края. Из 925-ти общеобразовательных организаций введена область в 875-ти, в пятых классах в 95% школ, в шестых классах в 40% , в седьмых классах в 32%, в восьмых классах в 25%, в девятых классах в 18%. 5,5% осенью 2015 года не включили новую предметную область в образовательную программу.

74,7% школ запланировали введение ОДНКНР через интеграцию в содержание предметов (география, изобразительное искусство, английский язык, история, литература, мировая художественная культура, музыка, обществознание, русский язык). 53,8% школ запланировали реализацию ОДНКНР через внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственного воспитания, 7,5% школ — через введение предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Красноярского края. Большое сомнение вызывает неопределенность названий таких предметов («Мир вокруг тебя», «Исследовательская лаборатория по истории», «Историческая лаборатория „Юности честное зерцало”», «История театрального искусства России», «Культура малых народов Красноярского края», «Литература сибирских писателей», «Мир сибирской деревни», «Народная кукла», «Патриоты России», «Русские народные игры» и т.д.).

В контексте преемственности предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР можно спрогнозировать необходимость создания системы региональных условий для введения новой предметной области ОДНКНР.

Информационно-методическое сопровождение введения предметной области ОДНКНР осуществляется Центром воспитания и гражданского образования и лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ПП РО. С целью создания условий для реализации предметной области ОДНКНР в общеобразовательных организациях края запланирована и осуществляется следующая работа:

  • организация ежегодного мониторинга реализации предметной области ОДНКНР в школах края;
  • разработка учебно-методических ресурсов для реализации курса в шестых-девятых классах;
  • организация мероприятий профессионального развития педагогов и руководителей школ по реализации предметной области ОДНКНР;
  • развитие сотрудничества с учреждениями культуры и традиционными религиозными конфессиями;
  • выявление лучшего опыта учителей, школ, муниципальных органов управления образования по интеграции предметной области ОРКСЭ в образовательное пространство школ через содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания, реализацию преемственности с предметной областью «Основы религиозных культур и светской этики».

На базе Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО создано региональное сетевое методическое объединение педагогов, создающих практики по реализации в системе общего образования Красноярского края предметной области ОДНКНР в соответствии с ФГОС ООО. В составе сетевого МО — более 60-ти педагогов общеобразовательных организаций края, среди них участники муниципальных команд г. Норильска, Большеулуйского, Ирбейского, Иланского, Краснотуранского, Северо-Енисейского районов и школ — краевых инновационных, базовых площадок.

Участники краевого методического объединения в рамках Рождественских образовательных чтений 2016 года, трех краевых вебинаров, двух семинаров, площадки краевого августовского педагогического совета обучаются методике разработки ресурсов для введения ОДНКНР, представляют лучший опыт реализации ОДНКНР в практике образовательных учреждений.

В настоящее время сложилось представление об оптимальной модели введения новой предметной области в школах края:

  • в пятом классе — курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», внеурочная деятельность по православной духовно-нравственной культуре.
  • шестой класс — введение в рабочие программы других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, внеурочная деятельность по православной духовно-нравственной культуре.
  • седьмой класс — модульный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Красноярского края». Внеурочная деятельность.
  • содержание предметной области в восьмых и девятых классах необходимо определить в ближайшей перспективе.

Необходимым условием реализации предметной области ОДНКНР должно стать изучение федерального опыта, ресурсов, представленных в регионах России (например, программа «Истоки», которую взяли за основу в Москве, опыт г. Санкт-Петербурга).

Начало введению ОДНКНР положено: сформулированы задачи на уровне федеральной образовательной политики, сформировалось профессиональное сообщество. Следующий шаг — необходимость оформления решений на уровне региональной образовательной политики, поддержка инициативы и профессионального творчества педагогов и руководителей, поддержка родительской и религиозной общественности, разработка системы региональных нормативно-методических материалов; специальное обучение учителей; выбор учебных пособий; разработка, методических ресурсов; организация регионального сетевого методического объединения для профессионального развития учителей курса; организация системного ежегодного мониторинга; принятие предметной области профессиональным педагогическим сообществом и руководителями школ; открытость системы образования к сотрудничеству с родителями, традиционными религиозными конфессиями.

Это — работа, которую нам предстоит сделать к 2019 году, в рамках введения ФГОС основного общего образования. Что посеем — то и пожнем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *