На следующее воскресенье, 27 мая, в 2018 году у православных христиан выпадает день Святой Троицы. Это не просто один из важнейших праздников Церкви; это, по сути, день ее рождения; празднуя Троицын день, верующие вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, ставшее началом проповеди учеников Спасителя о своем Учителе.
И потому неслучайно, что именно этому празднику, а не, скажем Рождеству Христову или Светлой Пасхе, посвящена самая известная и чтимая православная икона, которую можно без труда найти в каждом храме и у каждой верующей семьи. Конечно, речь идет об образе Святой Троицы, написанном иконописцем преподобным Андреем Рублевым в 1411 году для только-только созидавшейся еще Троице-Сергиевой лавры.
В основу иконы положен популярный в то время в иконописи ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» из XVIII главы библейской книги Бытия. В нем ветхозаветный праотецвстречает трех ангелов, предсказавших, что от него должен произойти «народ великий и сильный». Но средневековая традиция несколько изменила трактовку этого события: полагалось, что явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
Андрей Рублев в известной степени нарушил ряд общепринятых канонов, пытаясь изобразить этот сюжет. На написанной им иконе нет ни собственно Авраама, ни его близких, ни принесенного на заклание тельца. Мы видим лишь трех ангелов, чашу между ними, дерево, дом и гору позади них.
Поэтому каждый элемент изображения имеет колоссальное значение. Сами ангелы — это, конечно же, Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Дерево, дом и гора — соответственно, являются атрибутами каждой из ипостасей Бога (дом символизирует Божественную волю, дерево — вечную жизнь, а гора — восхищение духа). А под изображением чаши принято понимать бескровную жертву Святой Евхаристии — Таинства Причастия.
Но разве вся высшая и непостижимая красота иконы заключена только в этом? Гораздо важнее то, что нельзя передать словами. В иконе Святой Троицы нет зримого движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды словно устремлены в вечность. Сами они образуют круг, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства.
Без преувеличения, «Троица» Рублева стала одним из фундаментальных произведений для складывающейся русской культуры и религиозного чувства в общем. Не зря известный богослов священник Павел Флоренский спустя века скажет: «Если есть Троица Рублева – значит есть Бог».