Время и безвременье

IMG_2870

Где лежат границы между прошлым, настоящим и будущим? Как, изучая историю, разделить правду и ложь, истину и мифы? Над такими фундаментальными вопросами призвали своих гостей поразмышлять 13 сентября организаторы круглого стола «Хронограф памяти сибирской…», посвященного церковному новолетию.

Среди участников события были: консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Сергей Щеглов; руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры «Касьяновский дом» Геннадий Малашин; член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края (Общественной палаты Красноярского края), директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, исполнительный директор Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири (КРОО ДНВС) «Ладанка» Андрей Бардаков; начальник отдела аналитики и взаимодействия с НКО краевого Дома дружбы народов Ирина Лавриченко; режиссёр-документалист Галина Захаренко и главный редактор издания «Московский комсомолец в Красноярске» Наталья Тихомирова.

Такие разные новые года

Даже далеко не все верующие православные помнят, что Церковь празднует наступление индикта (иными словами, наступление новолетия) именно 14 сентября (1 сентября по ст.ст.). Традиция эта — древняя, ее истоки ведут нас к Древнему Риму. Словом «индикт» (от лат. indico — назначать цену, оценивать) римляне обозначали окончание периода налоговых сборов; соответствующую традицию заложил первый правитель Римской империи Октавиан Август.

IMG_2846

При последующих правителях и протяженность периода, и дата его завершения неоднократно менялись, а индиктом со временем стали называть весь промежуток времени, от одного сбора податей до другого. И,спустя столетия (в 537 году), уже после окончательного падения Рима, в преемственной ему Византии (Восточно-Римской империи) император Юстиниан I повелел отмечать индикт ежегодно 1 сентября. В противовес устоявшейся с римских времен языческой традиции встречать Новый год в январе, правитель перенес новолетие на первый месяц осени.

Но, по иронии судьбы, именно эта традиция восторжествовала в итоге в большинстве стран мира. Наши предки, к слову, держались византийского обычая праздновать новолетие в сентябре вплоть до XVIII века: как известно, 1 января в качестве светского Нового года утвердит только Петр I.

Невыносимая относительность времени

Знатоки истории припомнят и другой факт: до конца XV века на Руси, по славянскому обычаю, начало года праздновали с наступлением весны. Одних этих фактов уже достаточно, чтобы понять, насколько изменчивы и тонки грани между антагонистичными категориями в истории, насколько легко порой одно отдельное событие сделать как краеугольным камнем летоисчисления, так и отправить на задворки истории.

На близких и понятных каждому сибиряку примерах эти истины собравшимся раскрыли главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин и сотрудник нашего музейно-просветительского центра Юрий Пасхальский. Геннадий Викторович и Юрий Юрьевич представили двекороткометражные документальные ленты, созданные этим летом командой «Касьяновского дома».

IMG_2859

Их основой стали кадры из исследовательской поездки «Сибирский крест» в западные районы Красноярского края (состоялась этим летом при поддержкемеждународного грантового конкурса «Православная инициатива»). Первыми двумя сюжетами, воплощенными на экране, стали судьбы праведного Даниила Ачинского и сельского священника Феодора Абраменко, репрессированного в 1930-х годах.

Невыключенные из истории

— Самым главным открытием для нас стали не исторические события и не географические объекты, а люди; простые люди, которые живут в тех местах сегодня, удивили меня и моих коллег больше всего, — поделился с аудиторией Геннадий Викторович, отметив также заслуги третьего соавтора кинолент — руководителя медиа-центра Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Андрея Андрюшкина.

Главный хранитель «Касьяновского дома» подчеркнул также, что представленные варианты двух первых новелл цикла являются рабочими и в них творческой командой могут быть внесены новые изменения.

IMG_2875

Несмотря на это, представленные короткометражные фильмы были тепло встречены публикой. В равной степени зрители хвалили как манеру съемки и монтажа, так и глубину раскрытия темы «выключения» из истории отдельных имен и целых эпох, мощь и колорит представленных типажей.

Уровень этих фильмов ничем не уступает работам столичных документалистов, которые создаются с привлечением несравненно больших ресурсов, — единодушно резюмировали участники круглого стола.

В завершение встречи Геннадий Малашин и его собеседники обсудили возможности для будущей трансляции «Сибирского креста» на разных площадках города Красноярска и всего края.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *