Самый старый новый год

800px-Sousse_mosaic_calendar_September

Аллегорическое изображение сентября на древнеримской мозаике

Празднуемое в середине сентября начало индикта — церковное новолетие — человеку непосвященному может показаться чем-то архаичным, если не вовсе нелепым. В действительности же, эта дата имеет глубокий смысл, отсылая нас к первым векам истории христианства.

Прежде всего, следует вспомнить, что 14 сентября по привычному нам григорианскому календарю — это 1 сентября по юлианскому, которого до сих пор продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Так почему индикт выпадает именно на этот день, и что это вообще такое?

Словом «индикт» (от лат. indico — назначать цену, оценивать) в Римской империи обозначали окончание периода налоговых сборов; соответствующую традицию заложил еще первый из римских императоров, Октавиан Август. При последующих правителях и протяженность периода, и дата его завершения неоднократно менялись, а индиктом со временем стали называть весь промежуток времени, от одного сбора податей до другого.

Уже после падения Рима, в преемственной ему Византии, император Юстиниан I в 537 году повелел отмечать индикт ежегодно 1 сентября. Иными словами, правитель перенес начало нового года с января на первый месяц осени, в противовес устоявшейся с римских времен языческой традиции (по иронии судьбы, восторжествовавшей в конечном счете).

106196.b

Император Юстиниан I. Мозаика

Достаточно быстро новый индикт стал и церковным праздником (тем более, что Церковь и государство в Византии, как известно, разделены не были). 1 сентября по юлианскому календарю византийское духовенство ежегодно возносило особые молитвы, прося у Бога благословения в открывшемся календарном периоде.

Впоследствии эта традиция утвердилась и в ставшей христианской Руси, потеснив устоявшийся языческий обычай празднования новолетия 1 марта (официально этот акт утвердят только в 1492 году). Посетивший Москву спустя почти столетие ватиканский посланник Антонио Поссевино писал:

«Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от Рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осенняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

Спустя же еще век (если быть точным, в 1700 году) Петр I утвердит третью в русской истории дату празднования нового года — по европейскому примеру, 1 января. Однако Православная Церковь это нововведение проигнорирует: к тому времени вокруг сентябрьского индикта уже выстроится календарь церковных праздников.

185779.b

Иисус Христос проповедует в назаретской синагоге. Фреска

Саму же дату 1 сентября (14 сентября по новому стилю) в православной традиции станет принятым ассоциировать с воспоминанием о благовестовании Иисуса Христа в назаретской синагоге. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19). Эти слова, отсылающие к проповеди ветхзаветного пророка Исайи, являют миру пришествие Спасителя, которое, и раскрывает понятным для простых людей образом наступление нового года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *