Ушла в небытие — словно Китеж-град под воду

sDSCF0730

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел десятый в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Ведущий программы Дмитрий Васянович и сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский продолжили серию рассказов об исследовательской поездке на запад Приенисейской Сибири в рамках проекта «Сибирский крест».

ДВ: — У микрофона Дмитрий Васянович. Мы сегодня вновь отправляемся с вами по следам исследовательской экспедиции в рамках проекта «Сибирский крест» памяти мучеников и подвижников церковного благочестия. Сотрудники музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» посетили западные районы края.

Так, в шестой день экспедиции исследователи посетили поселок Тимонино Ачинского района. Здесь почти столетие назад в Пантелеимоновском приходе нес служение священник Феодор Абраменко. Известно о нем немного: родился  в 1892 году в Черниговской губернии, позже перебрался в Енисейскую губернию. В 1910 году женился: его избранница Мария была уроженкой Санкт-Петербурга и прославилась тем, что искусно шила наряды на собственной швейной машинке.

Будущий священник сражался на фронтах Первой мировой войны, получил там тяжелые ранения, вернулся домой с поврежденной рукой. Затем он окончил духовную семинарию, был настоятелем церкви в деревне Кубеково близ Красноярска, а затем вновь вернулся в село Тимонино. Там отца Феодора в 1933 году арестовывают  по ложному обвинению; вскоре его приговорят к 10 годам лагерей, где пастырь и пропадет без вести. Как рассказывает участник экспедиции, сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский, причина и дата смерти  отца Феодора Абраменко до сих пор неизвестны, равно как и место его захоронения.

ЮП: — Нам очень повезло: в Тимонино мы встретились с Лидией Федоровной — дочерью этого священника. Она поделилась воспоминаниями об отце, но больше всего нас тронул рассказ о том, что было после того, как батюшку арестовали и увезли из села. В тот день отец Феодор вместе со старшей дочерью ездил по делам в Ачинск, и как только они вернулись, священника сразу арестовали трое мужчин в форме, — по всей видимости, сотрудники ОГПУ (Объединенного государственного политического управления, органа-предшественника Народного комиссариата внутренних дел, который учредят в следующем 1934 году — М.Р.).

sDSCF0835

Старшая дочь, разумеется, тут же рассказала обо всем домашним. Лишенной супруга и отца семье стало ясно: батюшка арестован, а они теперь — родные «врага народа», по отношению к которым допустимо любое насилие и произвол. Хорошо, что хоть успели спрятать у соседей немногие ценные вещи (в том числе ту самую швейную машинку), потому что уже на следующий день дом семьи Абраменко буквально перевернули верх дном, изъяв всё, что приглянулось чекистам. Забрали даже хлеб, выгнав матушку Марию, престарелую мать священника и детей (младшему ребенку не было и года) на улицу…  Посмотреть на это сбежалось едва ли не всё село, но никто даже словом не осудил действия незваных гостей. Страх перед «органами» был силен, но добросердечные сельчане привечали у себя семью арестованного священника, помогали, чем могли.

А потом свершилось не иначе как чудо: дом семье Абраменко после написанного прошения в Москву неожиданно вернули. Но они по-прежнему оставались «врагами народа», потому даже пресловутые трудодни в новосозданном колхозе им потом будут засчитывать не в полном объеме, а всё сколько-нибудь ценное — так же изымать.

Нашей собеседнице в 1933 году было всего лишь пять лет. Она до сих пор хранит сделанную годом ранее фотокарточку: девочка сидит на коленях у своего отца, священника Феодора Абраменко. Его родные так и не увидели любимого мужа и отца после ареста, и о судьбе его долгое время ничего не знали, продолжая надеяться на возвращение. И лишь спустя время выяснилось, что священника обвинили в создании некой «контрреволюционной организации», причем даже не в Тимонино, а в другом селе, где отец Феодор и не бывал-то ни разу. В 1959 году его официально реабилитируют посмертно, но как, где и когда последний тимонинский пастырь встретил свою кончину, неизвестно и до сих пор.

Эта история — не единственная из подобных, что мы услышали в Тимонино. Для многих, очень многих семей коллективизация и раскулачивание обернулись непередаваемым горем: людей лишали всего, выгоняли из домов на улицу, буквально сжигая за ними жилища…

sDSCF1202

ДВ: — Из сохранившихся документов известно, что храм в селе Тимонино был освящен во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Церковь построили незадолго до начала революционных потрясений в России, в 1901 году, и священнику Феодору Абраменко было суждено стать последним батюшкой, который вел богослужения в ее стенах. После ареста отца Феодора здание храма было изъято богоборческими властями у общины верующих.

Однако местные старожилы до сих пор вспоминают, как в дни церковных праздников, они слышали из окон Пантелеимоновского храма церковное пение, и долгое время еще тайно собирались помолиться возле него, — рассказывает журналист Юрий Пасхальский.

ЮП: — Пантелеимоновский храм в Тимонино был одним из последних в округе, что продолжал действовать, потому в 1930-х в нем было многолюдно: стекались верующие из соседних сёл, где своих церквей уже не было.

После закрытия храма здание сделали зернохранилищем. Среди старожилов действительно до сих пор живы предания: и после закрытия видели они свет по ночам из окон, и звуки пения слышали. А раз, рассказывают, забрались туда голодные мальчишки — хотели хоть немного зерна семьям унести, да замерли как вкопанные, увидев чуть не самое настоящее богослужение. Подобных историй, похожих на легенду о граде-Китеже, к слову, мы много слышали в других местах, где также лишились своих церквей в годы богоборчества.

sDSCF1290

А здание упраздненной Пантелеимоновской церкви, поруганное и частично разобранное, простоит вплоть до 1970-х. Рассказывают, что его остатки хотели разобрать да увезти в Назарово, а оно — сгорело.

Остался от храма один только фундамент. Близ него мы и разговаривали с Лидией Федоровной, еще хранящей память об утраченной церкви, словно ушедшей куда-то в небытие, как тот самый Китеж-град…

ДВ: — Известно, что иконы из закрытой тимонинской церкви еще в 1946 году на трех санях увезли в заново открывшийся Казанский собор города Ачинска. Старинные иконы, что хранят память о тех далеких событиях, до сих пор находятся в ачинской церкви. Помолились перед ними и участники экспедиции «Сибирский крест», а о новых забытых людях и исторических сюжетах, затронутых этой исследовательской поездкой,   мы расскажем вам в следующих наших программах!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *