К местам страдания и славы

Монография «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого», торжественно презентованная в начале месяца в Архиерейском доме города Красноярска, не могла не быть представлена отдельно на востоке нашего края — в городе Канске.

i50

Это стало не только знаком признательности духовенству и мирянам Канской епархии за содействие в подготовке книги. Прежде всего, это — дань памяти самому священномученику Димитрию Неровецкому (Апанскому; +1919), который нес служение и принял мученический венец именно здесь, на этой земле.

Соратники и сподвижники

Долго ждать подходящей возможности для презентации не пришлось. 15 декабря, по приглашению оргкомитета Чтений, возглавляемого епископом Канским и Богучанским Филаретом и директором Канского педагогического колледжа Александром Андреевым, автор книги — главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин — стал участником Канских епархиальных Рождественских образовательных чтений, прошедших на востоке края уже в пятый юбилейный раз.

i11

В торжественной обстановке обладателями экземпляров «„Третьего пути“ о. Димитрия Неровецкого» стали священнослужители, педагоги и все те, кто неравнодушен к прошлому и будущему большой и малой Родины.

— Представить книгу «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого» здесь, на канской земле, для меня было не менее важно, чем в Красноярске. И эта презентация оказалась не менее интересной и полезной: стал более понятным коллективный портрет читателя, и я отчетливо осознал, что книга состоялась, что она уже живет своей самостоятельной жизнью, — поделился впечатлениями сам Геннадий Викторович по возвращении в Красноярск.

Трогательным моментом церемонии стало вручение Архиерейских грамот и благодарственных писем от Главы Красноярской митрополии Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, по чьему благословению и при чьем личном участии как воплотили в жизнь проект «Он не жил, а горел ради

Церкви Христовой», так и создали книгу памяти святого Димитрия. Неделей ранее, в Красноярске, свои награды получили директор Канского краеведческого музея: Лариса Малюченко и его главный хранитель Галина Павлюковская.

В Канске же Архиерейские грамоты получили настоятель Покровского храма поселка Абан иерей Роман Гашков, директор Абанского историко-краеведческого музея Раиса Парохонько и жительница поселка Абан Лидия Чухломина. Благодарственным письмом отмечен настоятель Богоявленского храма села Тасеево иерей Сергий Рудмин.

Те, кто хранили крупицы света

Из нескольких десятков людей, без чьих стараний «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого» никогда не появился бы на свет, нельзя не выделить по-особенному Лидию Николаевну Чухломину. Казалось бы, скромная пенсионерка из Абана, честно проработавшая долгие годы агентом социального страхования, приложила многолетние труды, собирая разрозненные воспоминания о гибели отца Димитрия детей и внуков тех, кого некогда крестил, причащал, исповедовал и наставлял в православной вере будущий священномученик. Благодаря таким участникам проекта мы, потомки, и видим святого не просто как иконографический образ, но как живого человека: со своей биографией, со своими интересами и, конечно, с живой, настоящей верой.

i14

Без этой веры наверняка бы и не удалось координаторам проекта «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» и всем их неравнодушным помощникам добиться и малой толики итоговых успехов, — делится неостывшими воспоминаниями Геннадий Малашин на дискуссионной площадке «„Столетие новомученичества на русской земле“: опыт исследовательской, музейно-просветительской и издательской проектной деятельности». Делится и вспоминает еще одну удивительную в своей отзывчивости и своем радении женщину: Жанну Николаевну Владишевскую, супругу племянника Евгении Ефремовны Неровецкой, вдовы священномученика Димитрия.

Без нее, бережно хранившей оставшиеся от замученного пастыря реликвии, тоже бы не было ни книги, ни уникальной выставки памяти святого «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» в нашем музейно-просветительском центре, — о ней главный хранитель «Касьяновского дома» рассказывает отдельно, приглашая всех желающих в гости в Красноярск. Конечно же, желающих хватает с избытком…

Святой, не оставивший свою паству

— Особенно интересным было встретиться с жителями собственно Абанского района, — тех малых, разбросанных по тайге селений, где память об отце Димитрии давно стала чем-то сродни фольклору. Едва ли не каждый старожил рассказывал, что сам хоть раз да бывал на месте его мученического подвига или слышал о нем от старших, — рассказывает Геннадий Викторович.

i18

Историческая память — сложная в своей противоречивости вещь. Память о невинно убитом священнике не мешала долгие десятилетия местным жителям почитать как героев тех, кто предал его мучительной смерти — красных партизан «Тасеевской республики». Тем не менее, на дискуссионной площадке никто не пытается защищать память «борцов за народное счастье». Удивительно оптимистичен и сам автор «„Третьего пути“ о. Димитрия Неровецкого»:

— Времена меняются, меняется и взгляд людей на родную историю. Кумиры отцов и дедов уже не выглядят таковыми для их сыновей и внуков.

Одним из финальных решений в моей работе над книгой стало включить туда трогательное в своей детской светлой убежденности сочинение Димы Железовского — 10-летнего мальчика из Тасеево, некогда цитадели культа «красных партизан». Дима пишет о своем желании стать священником после знакомства с биографией своего тезки — иерея Димитрия Неровецкого.

И это значит, что священномученик действительно не оставляет те земли, которые окормлял ровно столетие назад, и память о нем продолжает вести людей к свету и праведности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *