125 лет стальному звену Транссибирской магистрали

28 марта 1899 года был открыт первый железнодорожный мост через Енисей — важнейшая артерия Транссибирской железнодорожной магистрали, которая соединила важные сибирские центры Томск и Иркутск.

Необходимость постройки моста обуславливалась необходимостью в летнее время года перевозить вагоны поездов на баржах, а летом укладывать по льду рельсы. Решение о начале строительства важной части Транссиба было принято в 1893 году, а строительство началось в 1896. В итоге строительство заняло всего 10.5 месяцев, которое проходило преимущественно в холодное время года.

Испытания нового моста проходили 27 марта 1899. Для проверки моста на прочность и безопасность на него были загнаны два поезда, нагруженные рельсами, которые двигались по нему со скоростью в 70 км/ч.

Торжественное открытие началось с молебна, который совершил Епископ Енисейский и Красноярский Ефимий: «окропил мост святой водой до второго пролета, правда дальше двинуться не решился». Главными особенностями нового моста стали его размеры — длина в 907 метров и самый большой в России пролёт ферм (стержневая система в строительной механике, остающаяся геометрически неизменяемой после замены её жёстких узлов шарнирными) в 144.5 метров. Стоимость строительства на тот момент времени тоже была рекордной — мост обошёлся в 3 миллиона рублей.

А в 1900 году проект моста был отправлен на Всемирную выставку в Париж, где получил золотую медаль выставки, присуждённой специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем. Медаль была присуждена главному инженеру Лавру Проскурякову. Среди достижений моста — упоминание в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», где был представлен наряду с Московским Кремлём и Петергофом.

В 2003 году история моста подошла к концу: не смотря на протесты защитников памятников истории и культуры началась его разборка. В итоге в августе 2007 года остатки демонтированного моста были сданы на металлолом, а его задачу выполняет новый железнодорожный мост, находящийся на том же самом месте.

Фото: Энциклопедия Красноярского края

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *