«Икарусы» в Красноярске — рассвет и закат венгерских автобусов

В феврале 1971 года автопарк города Красноярска впервые пополнился автобусами марки «Икарус».

«32 новых автобуса марки «Икарус-556» вместимостью до 120 пассажиров работали на маршрутах №№14 и 44. Также сообщалось о скором поступлении сорока «Икарусов-180» вместимостью до 150-180 пассажиров».

Газета «Красноярский рабочий», 16 февраля, 10 марта 1971 года.

Ikarus (Икарус) — венгерская автобусостроительная компания, специализировавшаяся на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Основана в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская в Будапеште. В 1980-е годы вышла на годовой объём выпуска до 12 тысяч машин в год, что поставило «Икарус» в число крупнейших в Европе производителей автобусов. За 1966-1970 годы в СССР было поставлено 8140 «Икарусов» (в среднем 1628 ежегодно), за 1971-1976 — более 22 тыс. (в среднем около 4,5 тыс. ежегодно). Максимум годовых поставок был достигнут в 1986-1987 годах (7792 и 7942 автобуса соответственно), после чего в 1990 упал до 6085 штук. Всего же за 1966-1990 годы в СССР было поставлено в общей сложности до 150 тысяч «Икарусов» разных модификаций.

Из заметки в газете «Красноярский рабочий» того времени известно об условиях труда водителей автобусов: «шоферы автобусов имеют средний заработок 220-380 рублей, пользуются преимуществом при получении жилой площади, на льготных условиях (скидка 50 процентов) получают форменную одежду».

Одно время работники транспортных предприятий резали «гармошку» «Икарусов 280» чтобы сделать автобус короче — так дешевле обходилась эксплуатация. Вторая половина 90-х практически «похоронила» Икарусы — появились маршрутные такси с другими требованиями к улично-дорожной сети. Они стали ездить по закоулкам, собирая пассажиров, абсолютно хаотично формируя маршрутную сеть. Пришло время «ПАЗиков» и других юрких автобусов, даже тех, что изначально не предназначались для городских перевозок.

В результате распада СССР венгерский завод потерял рынки сбыта и массовое производство автобусов прекратилось, а само предприятие было разделено. Первым в начале 1990-х годов был закрыт цех массовых серий в Будапеште, за ним был сокращён до минимума выпуск автобусов в Секешфехерваре, а предприятие EAG в Будапеште, бывшее наследником довоенной фирмы, вернулось к сборке автобусов только по индивидуальным заказам и на импортных шасси — эпоха Икарусов подошла к концу.

Фото: Архивы Красноярского края

Дмитрий Кокорин

Дмитрий Кокорин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *