Арихпастырь Минусинской земли

vladyka-Dimitrij-3200

Есть в церковной среде такое неофициальное понятие — «неканонизированный святой». Так называют подвижников веры и благочестия, в силу разных причин еще не причисленных к лику святых на официальном уровне, но память о которых искренне и истово почитается верующими.

В православной истории Енисейской Сибири такой личностью является, прежде всего архиепископ Димитрий (Вологодский; 1865–1937).

Говоря об этом иерархе стоит сказать о его необычайной образованности, скромности и интеллигентности. Еще до принятия монашеского сана Дмитрий Матвеевич Вологодский последовательно окончил Красноярское духовное училище, Томскую духовную семинарию и  Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (в 1896 году). Об иночестве и, тем более, архиерействе молодой Дмитрий, по-видимому, не помышлял. Он был женатым священником (рукоположен во пресвитеры в 1887 году), но вскоре овдовел и, спустя время, в 1914 году, решил принять монашество.

Священник Димитрий Вологодский был заметной фигурой в церковной жизни дореволюционного Красноярья: в разные годы он нес служение настоятеля в Богородице-Рождественском кафедральном соборе, участником Енисейской духовной консистории, членом правления и ректором Красноярской духовной семинарии. Но местом подлинной славы архиерея станет не столица губернии, а ее южные территории, куда он переедет в неспокойном 1919 году.

Потом грянут еще более непростые для Церкви 1920-е годы: начало советского богоборчества и поддерживаемый новыми властями обновленческий раскол. На какое-то время необъятной территории будущего Красноярского края вообще не остается ни одного епископа, верного Святейшему Патриарху Тихону. И тогда в 1922 году верующие юга Енисейской губернии решаются на отчаянный шаг: они сами избирают себе архиерея — им становится архимандрит Димитрий (Вологодский). Епископская хиротония состоится в следующем году в Архангельске; арестованный чекистами Патриарх Тихон будет вынужден одобрить ее уже post factum — такое вот было время.

Владыка Димитрий становится епископом Минусинским и Усинским. Территория этой недолго просуществовавшей епархии включала в себя южные округа Енисейской губернии (включая современную Республику Хакасия). Епископ вернет в каноническую Церковь почти сотню приходов, ушедших ранее в раскол, фактически ликвидирует еще до конца 20-х годов ХХ века обновленчество в Енисейской Сибири. Более того, в 1928–1933 гг. священноначалие дважды поручит ему временно замещать вдовствующую епископскую кафедру в Красноярске.

Советская власть оценит заслуги владыки Димитрия по-другому: на него несколько раз будут заводить сфальсифицированные уголовные дела, проведет какое-то время в ссылке, будет поражен в гражданских правах. Весной 1937 года  на архиепископа заведут новое дело. Под арестом он стойко держится на допросах, убедительно отвергает все обвинения в организации публичных молений и антисоветской пропаганде — несмотря на все унижения и пытки. А в октябре того же зловещего года архиепископа Димитрия (Вологодского) не стало…

Главный хранитель «Касьяновского дома» и ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадий Малашин отмечает: существуют разные предположения исследователей о том, при каких обстоятельствах владыка отошел ко Господу. По одной из версий, он скончался от тяжелой болезни в стенах тюремной камеры. По другой — его, в числе многих других, расстреляли сотрудники НКВД на печально известной Лысой горе близ Минусинска. По третьей же, архиепископа Димитрия (Вологодского) убили в тюрьме, и этому предшествовали не только физические мучения уже престарелого, немощного иерарха, но и изощренные издевательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *