Любовь к ближнему посреди братоубийства

d31bb138f7b5

Новобазарная площадь Красноярска. 1910 год. Источник: visualhistory.livejournal.com

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM)  вышел четырнадцатый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О епископе Назарии (Андрееве), управлявшем Енисейской епархией в годы революционной смуты рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. Перелистывая летописи вековой давности, обнаружил недавно удивительный факт. В неспокойном для всей страны 1917 году в Енисейской губернии случилось громкое событие — краснояркий епископ Никон (Бессонов) восторженно приветствовал революцию, снял с себя сан и монашество и занял пост главы одного из Департаментов Министерства внутренних дел Украины.

Прошло три месяца, прежде чем в наши края был назначен новый владыка. Сто лет назад сотрясаемую волнениями красноярскую епархию возглавил епископ Назарий (Андреев). Излишне говорить, что это стало для него настоящим испытанием. Как рассказывает главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин, епископа в Красноярске ждал холодный прием.

44507

Епископ Никон (Бессонов). Источник: ruskline.ru.

ГМ: 1917 год в жизни Енисейской епархии выдался богатым на многочисленные конфликты и столкновения. Будущие силы обновленчества — энергичные молодые священники, из «белого» духовенства — заявляли, что Церковь нуждается не просто в реформах, а в революционных изменениях. С другой стороны, было и консервативное духовенство, державшееся за многовековые порядки.

Сложилась ситуация двоевластия: остаткам прежней Духовной консистории противостоял самопровозглашенный «Наблюдательный совет» из будущих обновленцев. Когда в Красноярск прибыл епископ Гавриил (Воеводин), никакого взаимопонимания с местным «революционным духовенством» он за два месяца не нашел. Более того, уезжая, он был вынужден запретить в служении часть священников, которые ему противостояли и отлучить от Причастия наиболее рьяно их поддерживавших мирян.

Его сменил викарный епископ из Иркутска Зосима (Сидоровский), будущий обновленческий лже-архиерей. Вот он пришелся по нраву взбунтовавшемуся духовенству. Но осенью «революционеры» с ужасом узнают: Священный Синод постановил вернуть епископа Зосиму в Иркутск, а сюда назначить никому дотоле в Сибири не известного викарного епископа Назария. Конечно, вкусившим власти «священникам-модернизаторам» это не понравилось, они пытались «отговорить» Синод, но его члены были непреклонны.

И вот: осень 1917 года. В это непростое время Владыка Назарий прибывает в Красноярск, принимает дела у епископа Зосимы (надо сказать, что через несколько лет они вновь встретятся, и тогда уже Владыка Зосима, который примкнет к обновленцам, будет выдворять из Красноярска своего преемника). Но тогда они оба не знали ни об этом, ни вообще о всех тех несчастьях, которые обрушатся на Россию.

Gabriel_(Voevodin)

Архиепископ Гавриил (Воеводин). Источник: ru.wikipedia.org

Владыка Назарий знал только одно: чем ему нужно заниматься на красноярской земле. В 1928 году, на очередном допросе в ОГПУ, епископ об этом периоде скажет: «К революции относился безразлично, считая основной своей заботой христианизацию общества и выполнение заповеди: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“ (Мф. 22:39)».

Все несколько лет в Сибири — а это были годы революции, Гражданской войны — Его Преосвященство неукоснительно придерживался этих евангельских слов, этой принципиальной позиции, единственно возможной для иерарха Русской Православной Церкви в прежние времена.

Я не знаю большего противостояния гражданской войне, «красному» и «белому» террору, всем прочим ужасам человеческой жизни, которые стали обыденностью для тысяч и миллионов наших предков, чем претворение в жизнь этих святых слов. И Владыка Назарий им следовал неотступно.

Епископ Назарий (Андреев). Источник: Лавриков Валерий, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016

Епископ Назарий (Андреев). Источник: Лавриков Валерий, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016

ДВ: Замечу, что несмотря на холодный прием Владыка Назарий довольно быстро находит общий язык со всеми: и с «консерваторами», и с обновленцами. Он обладал удивительным талантом миротворца. Поэтому, когда в декабре 1917 года состоялся Епархиальный съезд по выборам нового Управляющего Енисейской епархией, то оказалось, что все стороны желают видеть на кафедре именно епископа Назария — и никого другого.

В одной из предыдущих программ об истории красноярского Архиерейского дома мы рассказывали о том, как в 1918 году красноармейцы ворвались в покои Владыки Назария, устроили обыск и продержали епископа под арестом. Такими историями в те времена никого нельзя было удивить. Однако, Владыка держался достойно и даже уговорил отпустить его в храм совершить праздничную литургию в честь Богоявления. А затем вновь вернулся под домашний арест.

Многое в те годы пришлось испытать Архипастырю. Но во многих публикациях мы можем с вами найти упоминание, что в 22-ом году владыка Назарий примкнул к обновленцам — поддерживаемым новой властью церковным раскольникам. Они стали занимать православные храмы, объявляя себя епископами. Впрочем, ситуация сложилась очень неоднозначная, — рассказывает наш эксперт, историк Церкви Геннадий Малашин.

ГМ: Тема взаимоотношений Владыки Назария и сибирских обновленцев — очень и очень непростая. Долгие годы утверждалось, что епископ ушел в раскол в 1922 году и умер впоследствии всеми забытый, без покаяния.

Но это неправда. А правда в том, что Владыка Назарий всеми силами пытался избежать того, чтобы не примкнуть к той части Церкви, которая пошла за обновленцами. Сохранилась переписка епископа с благочинным церквей Минуинского округа, найденная архивистом Анной Дворецкой.

О чем там пишет Владыка? Он признавал необходимость определенных реформ, изменений в жизни Церкви, полагая, что отрицание этого было бы абсурдом. Но эти перемены не должны касаться канонических, фундаментальных церковных основ, многовековых догматов. Если начать их пересматривать, то от канонических основ Церкви ничего не останется, — утверждал Епископ Назарий летом 1922 года.

В это же время многие иерархи Русской Православной Церкви открыто поддержали обновленцев. В светской и церковной печати они заявляли, что Святейший Патриарх Тихон отстранен от Предстоятельства, что он арестован и его дальнейшая судьба печальна, и что остался один путь сохранить Церковь — обновленчество. Началось искушение…

Очевидно, что Владыка Назарий, как и другие иерархи, пробовал найти общий язык с обновленцами. Ни к чему доброму это не привело, и в сентябре 1922 года происходит та самая вторая встреча с Зосимой — епископом-расстригой, к тому времени женившимся, называвшим себя «епископом Александром Сидоровским». Расстрига при поддержке ОГПУ намеревался отобрать архиерейскую кафедру у епископа Назария и заставить того навсегда покинуть Красноярск.

Еще дважды Владыка пытался вести диалог с самопровозглашенным «церковным начальством» — и оба раза безуспешно. В итоге, он приносит покаяние, и с 1927 года возвращается в лоно канонической Церкви.

Карикатура_на_«красную_церковь»

Карикатура на обновленцев в сатирическом журнале «Крокодил», 1923 год. Источник: ru.wikipedia.org.

ДВ: После принесения покаяния Владыку Назария благословили быть епископом Челябинским и Троицким. Уже через два месяца после этого назначения уполномоченный Троицкого отдела ОГПУ Филатов предоставляет доклад своему начальнику, в котором сообщает о том, что новый епископ возвращает обновленцев в лоно Православной Церкви, выступает против раскола, что, конечно, не на руку советской власти.

Епископ Назарий призывал духовенство объединиться, чтобы отстаивать те нравственные и культурные устои, которые лежат в основе христианского учения. Владыку арестовывают и приговаривают к трем годам ссылки за то, что он — цитирую: «без разрешения, конспиративно, пишет и распространяет по приходам воззвания, которыми вносит смуту среди верующих и духовенства».

К сожалению, о последних годах жизни Епископа Назария ничего не известно. Из документов мы знаем только, что ушел из жизни он в возрасте 75 лет, в 1940 году. Но также знаем, что он прожил жизнь, полную тяжелых испытаний и выдержал их достойно, следуя главной христианской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *