Церковь и образование: единство целей и направлений

Азарнова Галина Алексеевна, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 1 г. Шарыпово

Между образованием и церковью была в Древней Руси самая тесная связь, в школе, вообще при обучении читали и учили наизусть церковно-богослужебные книги: часослов, псалтирь, «Апостол», Евангелие, учили читать по этим книгам, учили еще церковному пению. Книга при обучении считалась не просто книгой, а священной книгой, «достоуважаемым», как бы церковным предметом, перенесенным из церкви в дом. Учили в школе и вообще грамоте духовные лица: священники, диаконы, дьячки, монахи; мастера грамоты были кандидатами в дьячки.

Обучение происходило в домах священно- и церковнослужителей, школы помещались при церквях, при монастырях, при епископских домах, вследствие чего в Малороссии была даже поговорка: «Школа — церковный угол». Словом, в школе читали те же книги, что и в церкви, руководили школой, были деятелями в ней те же лица, которые совершали богослужение в церкви, и ютилась школа обыкновенно около церкви, монастыря, забиралась в дома церковников.

Татищев в своей «Истории России» сообщает, что «митрополит Михаил советовал Владимиру устроить училища на утверждение веры и собрать детей в научение; и тако Владимир повелел собрать детей знатных, средних и убогих, раздавая по церквам священникам со причетники в научении книжное. Прежде бо неведуеще закона, не слыхали словес книжных». И канонические уставы церкви издревле вменяли приходским священникам «в обязанность из полезных книг почерпать знания веры и учить малых детей в доме, а всех в храме». О Ярославле летопись говорит: «…веля им (попам) учити люди, понеже тем есть поручено Богом» [1].

Таким образом, с несомненностью устанавливается самая живая и тесная связь между Церковью и школой. Цель старой школы тоже далеко выходила за пределы преподавания ряда отвлеченных дисциплин. Она хотела не только образовать, но и воспитать, ставила задачей не просто обучение внешним знаниям, но внутреннее преображение личности. Школа не удовлетворялась тем, что ученик умеет считать и писать без ошибок, она ждала от него изменения благодаря постигнутому.

За семьдесят атеистических лет русской истории наше отношение к приобретению знаний постепенно изменилось. Духовное истощение требует введение новых идей и программ для образования. Православные элементы включены в федеральные программы по истории, литературе, мировой художественной культуре. Расширяется сеть православных учебных заведений. «В целом большинство светских учебных заведений демонстрируют готовность сотрудничать с Церковью, надеясь найти совместные пути противостояния растущей в школе безнравственности, распущенности и бескультурью» [2].

В настоящее время работа в этом направлении набирает обороты. В работе XXII Международных Рождественских образовательных чтений в городе Москве была подчеркнута ключевая роль Церкви в созидании российской государственности, установления взаимовыгодных и дружеских отношений с другими странами и народами, сохранения их культурной идентичности, консолидации общества на основе подлинных духовных ценностей. Церковь всегда была и остается главной опорой народа, средоточием его здоровых сил, помогая ему выстоять и одержать победы в самые трудные времена, отстаивая государственный и духовный суверенитет, формируя культуру и национальное самосознание.

Сегодня мне бы хотелось рассмотреть единство целей и направлений деятельности церкви и школы на примере Свято-Троицкого собора города Шарыпово и городских школ.

«Основой стабильности и позитивного развития общества является крепкая здоровая семья, укорененная в традиционных христианских ценностях, являющая собой оплот нравственности и целомудрия. Защита приоритета права родителей на воспитание своих детей в избранной традиционной системе ценностей должна найти отражение в законах, регулирующих семейные отношения» [3].

Одним из направлений работы и Церкви и школы является популяризация традиционных семейных ценностей, особенно среди молодежи, всемерной поддержки кризисных семей, развития системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стимулировании усыновления, помощи многодетным и неполным семьям. Эту проблему общества не обходит стороной Свято-Троицкий собор города Шарыпово. 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, День семьи, любви и верности, празднования начались совершения богослужений в храмах Шарыповского благочиния. Представители Церкви приняли участие в праздничных встречах с населением. Чествовали ветеранов семейной жизни и молодожен. Встреча прошла и в Центре реабилитации для несовершеннолетних «Приморский» с. Новоселово Шарыповского района. Педагоги и воспитанники показали небольшой концерт. В этот день священник Свято-Троицкого храма иерей Алексей Щербаков встретился с личным составом Шарыповской полиции. В духовной беседе поведал о духовно-нравственных ценностях семьи.

Школа также поддерживает приоритеты в сфере утверждения традиционных семейных ценностей, защиты семьи. В школах города ведется большая работа в этом направлении: проводятся общешкольные собрания, встречи с родителями. Общешкольные и классные мероприятия организованные и проведенные в совместной работе детей и родителей, сплачивают всех. Например, учащиеся школ и родители активно принимают участие во всероссийской акции «Помоги пойти учиться». Цель акции – помочь многодетным и малообеспеченным семьям собрать детей в школу. Все собранные вещи, книги, канцелярские товары были переданы учащимся, а также большая часть передана в Центр социальной помощи семье и детям.

Ко Дню матери ребята всех школ готовятся заранее, делают рисунки, готовят открытки и подарки. В канун праздника прошли концерты в честь мам. От учеников звучали душевные слова, поздравления в адрес мам. Дети пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.

Защита семьи начинается с просвещения молодежи, составной частью которой должна стать подготовка к взрослой жизни. В школах проходят различные мероприятия: круглые столы «Семья — основа общества», коллективное творческое дело «Семейные традиции», выставки детского творчества «Я, ты, он, она вместе дружная семья», спортивные игры «Мама, папа, я — спортивная семья», семейные посиделки «Бабушка рядышком с дедушкой», беседы, классные часы по вопросам семейного воспитания.

Основой стабильного развития общества является крепкая здоровая семья.

На XXII Международных Рождественских образовательных чтений было обозначено, что «обеспечено неотъемлемое право на общедоступное преподавание основ православной культуры по всем годам обучения» [Там же].

С 2013 года после продолжительной общественной дискуссии государство вводит во всех школах новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей, которые должны выбирать родители для своих детей, переходящих в 4-й класс школы.

Так, в школе № 2 на протяжении 6 лет родители выбирают модуль «Основы православной культуры». Учителя на уроки приглашают священнослужителей Свято-Троицкого собора г. Шарыпово. На уроке по истории православной религии иерей Алексий Щербаков рассказал об истории колоколов, познакомил детей с видами звонов и ответил на вопросы. Целью этого урока стало приобщение школьников к Православной культуре, — подчеркнул отец Алексий.

В 1997 году при Свято-Троицком соборе города Шарыпово была образована воскресная церковно-приходская школа. Ежегодно из ее стен выпускаются от 30 до 50 детей. Почти из каждого выпуска по нескольку человек поступают в духовные учебные заведения.

За время существования школы она вырастила десятки нынешних священнослужителей и регентов, которые трудятся на благо Русской Православной Церкви в Красноярской и других епархиях. Воспитанники и их родители посещают концерты, организованные для них регентом хора матушкой Еленой Фроловой. По словам прихожан собора, отрадно, что дети воскресной школы глубоко изучают православную культуру. Родители учащихся выразили надежду, что эти знания помогут им вырастить детей нравственными людьми.

При воскресной церковно-приходской школе организована секция здорового образа жизни, силами прихода при непосредственном участии православных мирян и поддержке духовенства и Отдела спорта, туризма и молодежной политики Администрации г. Шарыпово. На занятиях ребята от 5 до 15 лет и их родители занимаются общефизической подготовкой и познают азы самообороны. Помимо физической подготовки детям закладываются основы самодисциплины, уважения к окружающим, заботы о своем моральном и физическом здоровье и многое другое.

Работа по профилактике здорового образа жизни в школах города проводится на протяжении всего обучения. В школах созданы физкультурно-спортивные клубы, в рамках деятельности клубов проводятся школьные и городские спортивные игры по волейболу, баскетболу, тег-регби, шахматам, настольному теннису, соревнования «Шиповка юных», «Серебряные коньки», «Президентские соревнования».

При Свято-Троицком приходе г. Шарыпово активно ведется социальная работа. Большой вклад вносит сестричество милосердия, вступить в которое может любой желающий, готовый служить больным и немощным. Действует больничный храм свт. Луки Войно-Ясенецкого при городской больнице. Раз в неделю в нем совершаются богослужения, а так же Крещение, Соборование и другие требы для больных, проводятся беседы с ними.

Также сестры помогают в окормлении дома престарелых в поселке Дубинино. Действует приют для бездомных. В здании воскресной школы проводятся занятия в обществе трезвости, на которые можно записаться в соборе.

Особенностью социального служения в Шарыповском благочинии является не только оказание помощи одеждой, питанием, кровом, но и духовно-нравственное окормление, цель которого — помочь страждущим избавиться от вредных привычек, начать новую жизнь по христианских заповедям.

Традиционными стали визиты священника Свято-Троицкого собора города Шарыпово иерея Алексея Щербакова в геронтопсихиатрическое отделение краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Краевой геронтологический центр „Тонус”» поселка Родники Шарыповского района. Встречи с православным священником положительно сказываются на духовном здоровье пожилых людей.

В ФГОС (стандартах второго поколения) во внеурочной деятельности и в программах воспитательной работы обозначены основные направления деятельности школы по вопросам адаптации школьников.

Тема социальной адаптации школьников актуальна на протяжении всего обучения, и современная школа уделяет этому большое внимание. В процессе обучения выстраивается система социального сопровождения школьников. В школах города проводятся коллективно-творческие дела и мероприятия по этой направленности.

Краевая акция «Будь богаче — принимай других» проводится с целью развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в активную социальную деятельность. Акция сподвигла ребят школьных детских организаций на добрые дела.

Например, члены детской организации «Департамент добрых дел» школы № 1 в рамках краевой акции «Будь богаче — принимай других» проводили мастер-классы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работали три площадки: плетение из бисера, выполнение картин из крупы и оригами. В завершение работы организована выставка детского творчества «Творение рук моих». В рамках акции провели уроки добра, оказали шефскую помощь ветеранам.

Школы города активно принимают участие во Всероссийской акции «Спорт — альтернатива пагубным привычкам», цель которой — приобщение детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. В рамках акции прошли мероприятия: флеш-моб «Никотину — нет! Здоровью — да!», акция «Меняем сигаретку на конфетку», товарищеские встречи школьных спортивных команд по футболу и волейболу. Учителя физической культуры провели веселый урок физкультуры «Со спортом я дружу — ни о чем не тужу» и спортивные эстафеты, где приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья.

В школах проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике незаконного потребления и оборота наркотиков среди обучающихся. Собрания вели члены межведомственной антинаркотической комиссии. Была представлена информация антинаркотической направленности: демонстрировались видеоролик и презентация.

Члены комиссии информировали родителей об уровне наркозависимости в нашем городе среди подростков, рассказали о вреде новых видов наркотиков, заполонивших нашу страну, а также беседовали о роли семьи в борьбе с вовлечением подростков в наркозависимость.

В рамках работы с коллективом классные руководители проводят классные часы «Я выбираю спорт», встречи-беседы с врачом-наркологом Киселевой Е.И., инспектором ПДН МО МВД «Шарыповский» Сашиным М.Н.

Сегодня духовно-нравственный кризис затронул все российское общество и сознается одной из угроз национальной безопасности. И государство, и Церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными, ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и религий. Достижение такого результата возможно при условии сотрудничества семьи, школы и Церкви в сфере образования и обращения к традиционным ценностям.

Библиографический список

  1. Каптерев П.Ф. История русской педагогии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/kapterev_istoriyarusskoy-pedagogiki_1915/fs,1.
  2. Лескин Д.Ю., прот. Церковь и образование: лекции по разделам дисциплины «Христианская антропология и социология» / Д.Ю. Лескин, протоиерей; Самарский государственный университет сообщения. — Самара: СамГУПС, 2011. — 63 с.
  3. Резолюция XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3546711.html.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *