Тринадцать дней, которых не было

31 января 1918 года жители России легли спать, чтобы проснуться… уже 14 февраля. Вот так, буквально одним махом, молодая советская республика отказалась от «старого стиля», юлианского календаря, в пользу нового — григорианского.

143993_900

Специальный «переходный» настенный календарь, изданный в 1918 году в Томске. Источник: aquatek-filips.livejournal.com

Этот календарь получил свое имя в честь римского папы Григория XIII, утвердившего новое летоисчисление 4 октября 1582 года. Решение понтифика положило конец долгим научным исканиям Римско-Католической Церкви и сотрудничавших с ней ученых-астрономов: на это их побудило расхождение реального и номинального дней весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи и на чем, по сути, строилась значительная часть литургического цикла. В результате, римские церковные деятели установили, что традиционный юлианский календарь отстает от реального цикла движений астрономических тел уже на десять дней (к 1917 году это отставание увеличится еще на три дня).

Новое летоисчисление в течение восьми последующих лет послушно приняли католические государства, от Португалии и до Венгрии. Протестантские страны спешить не стали; например, Великобритания и Швеция перешли на григорианский календарь только в 1752 и 1753 годах соответственно. Ну а православный мир же встал в жесткую оппозицию нововведению. «Новый стиль» еще в 1583 году, как не соответствующий каноническим правилам празднования Пасхи Христовой, отвергли иерархи на специальном соборе в Константинополе.

Обращение_Гравицкого_к_населению_города_Харькова_и_приказ_по_гарнизону,_25_июня_1919_года

«Новый стиль» официально упраздняется в украинском Харькове, занятом летом 1919 года белыми войсками

Позднее, уже в XIX веке, когда, по существу, все остальные европейские государства (кроме Греции и Османской империи) уже жили по новому стилю, именно «церковно-консервативное» лобби в высших придворных кругах и препятствовало России в переходе на григорианский календарь, — вопреки чаяниям того же отечественного научного сообщества. Однако события 1917 года самым радикальным образом изменили вектор развития и систему ценностей в нашей стране.

Интересно, что в противовес «одномоментному» отказу от юлианского календаря, ряд членов Совета Народных Комиссаров поддерживал идею о постепенном переходе со «старого» стиля на «новый». Однако свою роль здесь сыграла воля лично Владимира Ленина: именно его проект СНК утвердил и принял 6–8 февраля (24–26 января по ст.ст.) 1918 года. По-видимому, председателю советского правительства было принципиально важно, с одной стороны, чтобы революционная Советская Россия не «отставала» от «буржуазных» держав, а с другой — в очередной раз недвусмысленно намекнуть Православной Церкви, что в новых реалиях ее позиция и ее голос будут мало что значить. Ну и, помимо прочего, декрет позволил на сравнительно законных основаниях сократить почти вдвое жалование государственным служащим за февраль, что было тоже немаловажным в условиях разрухи и тяжелейшего хозяйственного кризиса.

1_zoZwcjV64IizRTw0hs_B7g

Церковные праздники отмечены на выпущенном в СССР карманном календарике за 1928 год. Источник: aquatek-filips.livejournal.com

При всех, мягко говоря, непростых отношениях между Церковью и новыми советскими властями парадоксально, что основные православные праздники будут носить номинально и статус государственных  — аж вплоть до конца 1920-х годов! Однако, опять-таки, из-за разницы между календарями эта мера являлась формальностью. Попытка Священноначалия Церкви «сверить часы» с новым режимом тоже имела место (осенью 1923 года), однако уже спустя 24 дня Святейший Патриарх Тихон отменил это решение — из-за многочисленных протестов духовенства.

Вопрос о календаре, в отличие от орфографического, не принял политический характер в условиях бушевавшей Гражданской войны.  Литва, Латвия, Эстония, Сибирская и Украинская народная республики, Закавказская федерация в течение того же 1918 года издали свои подобные акты о немедленном переходе со старого стиля на новый. Правда такие руководители Белого движения как, например, генералы Антон Деникин и Петр Врангель  принципиально использовали исключительно юлианский календарь и запрещали «новый стиль» на подконтрольных территориях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *