Геннадий Малашин: «Эти люди были настоящим золотом»

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) 14 июля вышел новый совместный с «Касьяновским домом» выпуск передачи «Летопись Красноярского края». Ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин продолжили разговор о страницах из истории Сибири, связанных с именем адмирала Александра Колчака и Гражданской войны.

ДВ: — Сегодня мы вновь листаем летопись событий столетней давности. В нашей прошлой программе мы рассказывали о том, как ровно век назад через Красноярск прошел эшелон «верховного правителя России» адмирала А.В. Колчака, гружённый золотыми слитками.

В народе этот драгоценный груз прозвали «золотом Колчака», но на самом деле это был золотой запас страны, который адмирал спасал от разграбления. Как мы помним, Александр Васильевич отказался выдать его союзникам, объясняя тем, что эти ценности принадлежат не ему, а всей России. Не удивительно, что и союзники в итоге его предали, да и многие из окружения «верховного правителя», чувствуя нависшую угрозу, его оставили…

Адмирал Колчак в окружении своих офицеров и представителей держав-союзников

Однако, наш эксперт — главный хранитель музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», журналист и историк — Геннадий Малашин считает, что золотом адмирал Колчак владел, но это было золото нематериальное. Так о чём же идет речь? Давайте продолжим изучать события тех далёких и очень трагических лет в нашей истории. Сегодня мы продолжаем говорить о золоте…

ГМ: — «Золото, золото, сердце народное…», — писал за полвека до революции и Гражданской войны поэт Н.А. Некрасов. Вот это «золото» и было у адмирала Колчака.

Конечно, были среди его офицеров и одиозные персонажи, вроде енисейского генерал-губернатора Сергея Розанова, о котором мы уже говорили ранее. Но были ведь и другие командиры и солдаты; я говорю сейчас, основываясь на тех документах, что мне довелось изучить лично. Порой читаешь скупые строки рапорта, написанные каким-нибудь прапорщиком или поручиком, и понимаешь: вот это был настоящий офицер, истинный патриот — настоящая Белая гвардия!

Агитационный плакат колчаковского правительства

Например, у канского уездного комиссара Буркина было два помощника: Александр Барышников и Владимир Ломанский. Нравственный облик их обоих для меня абсолютно ясен и понятен. Владимир Павлович сам был родом из Канска, получил юридическое образование в Санкт-Петербурге. Потом вернулся домой, в Сибирь, стал участником подпольной антибольшевистской организации. Ему доверяли необычайно ответственные и тяжелые задания.

Наверняка все вы помните советский фильм «Адъютант его превосходительства»? Так вот, тогда было все наоборот: белогвардеец Ломанский сумел внедриться в органы советской власти в Ишиме (город на территории современной Тюменской области) и проработал там целый год. Ему удалось спасти многих людей от расстрелов, предотвратить ряд актов «красного террора». Причем ему с трудом удалось избежать расправы самому — когда Ишим уже отбили белые; едва удалось доказать, что на самом деле он всё это время был врагом красных. В конце 1918-го он вернулся в Енисейскую губернию, командовал добровольческим отрядом, боролся с партизанами «Тасеевской республики».

Но что меня особенно поразило в документах, связанных с Ломанским, так это его рапорт о неприятной встрече в одном из сибирских сёл в те годы. Там Владимиру Павловичу надо было сотрудничать с неким офицером — по-видимому, командиром местного белого отряда. Но застал его Ломанский крепко пьяным; тот офицер в алкогольном угаре наговорил ему много гадостей, потом проспался и вроде как всё стало хорошо.

Бойцы Сибирской армии на марше.

Но Ломанский никак не мог выбросить из головы этот инцидент. С одной стороны, его честь оскорблена, задета. Значит, нужна дуэль. Но разве можно подвергать риску свою жизнь и жизнь другого офицера своей же армии во время ожесточенных боев? Вот Владимир Павлович и мучился, пытаясь решить эту дилемму…

Вот такими они были — настоящие колчаковцы, подлинные белогвардейцы. Эти люди действительно были золотом, и золото это — как и то самое «золото Колчака» — наша страна в те страшные годы, увы, упустила…

ДВ: — Вот такова история столетней давности, которую мы только-только начинаем с вами рассматривать под новым углом. Ведь в том заключается задача — отыскать в летописи нашего края страницы малоизвестные и забытые, прочесть их и сложить отдельные её фрагменты в единую историю. До новых встреч!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *