Глазкова Н.А. Роль Церкви в развитии социокультурной среды окружных городов Приенисейск ого края в XVIII—XIX вв.

ekr0298r

Базарная площадь в Красноярске, конец ХIХ века

- Церковь, как духовный фактор, способствовала развитию социокультурной среды окружных городов края в исследуемый период. Широкое распространение религиозного сознания, сети школ явилось следствием плодотворной работы духовенства в крае.

В настоящее время наблюдается усиление влияния церкви на общественную жизнь страны в сфере политики, армии, образования и культуры. Современный период с точки зрения исследуемого вопроса во многом озвучен изучаемому. Именно в XVIII—XIX вв. отчетливо прослеживалось сильное влияние церкви на общественные процессы, на становление просвещения и развития культуры в целом. Все это актуализирует потребность в объективном исследовании роли церкви в развитии системы образования, духовных «скреп» социума окружных городов Приенисейского края XVIII—XIX вв.

Социокультурная среда окружного города — это совокупность объективных и субъективных факторов, определяющих создание и распространение ценностей в процессе социализации человека на конкретном этапе исторического развития. Приенисейский край в XVIII—XIX вв. был местом экономического, социального и культурного развития. Знаменательные перемены в крае начались с момента проведения в 1733 году самого длинного в мире Сибирского тракта, оживившего экономическую и культурную жизнь региона. Развитие социокультурной среды напрямую было связано с прибытием в Приенисейский край интеллигенции, с целью прохождения административной или военной службы, а именно ученых, учителей, ссыльнопоселенцев. В первой четверти XVIII века существенно изменился социальный облик горожан: увеличилось количество дворян-чиновников, канцелярских служителей, офицеров, духовенства. Проблемы развития социокультурной среды проявлялись в ограниченности городского бюджета, низкой активности интеллигенции, уровня образования и самосознания населения. Именно в этот период православная церковь стала движущей силой в развитии просвещения в крае.

Уровень развития системы образования является одним из показателей уровня зрелости социокультурной среды. К середине XVIII века в Красноярске, Ачинске, Енисейске ни светских, ни духовных учебных заведений не существовало. Священнослужители готовили своих детей к церковной службе на дому, а для проведения экзаменов и посвящения в духовный сан их возили в Тобольскую духовную консисторию [1]. В это время духовная консистория города Тобольск издала ряд документов, в которых настоятельно рекомендовала обучать детей церковному пению. В связи с этим, в Красноярске в 1759 году открылась первая духовная «латинская» школа для обучения детей священнослужителей всех трех
(Красноярского, Енисейского и Туруханского) заказов Енисейской провинции, которую посещало 30 учеников. В этой школе, помимо Закона Божиего, арифметики и грамматики, учеников обучали церковному пению и музыкальной грамоте [2]. Преподаватели школы, помимо своей прямой деятельности — обучения детей грамоте, вносили свой вклад в развитие форм художественной жизни города, будили самосознание горожан.

Особый вклад в развитие социокультурной среды енисейского общества внесли священнослужители, заинтересованные в развитии грамотности в провинции. Например, учитель духовной школы диакон соборной церкви Григорий Федорович Скрябин, выпускник Тобольской семинарии, имея опыт выступлений в школьном театре духовной семинарии, ставил с учениками «разного рода пиесы» [3]. Более всего он прославился сочинением стихотворений сатирического содержания, созданных в духе высоких образцов поэзии М.В. Ломоносова. При этом Скрябин сам подбирал к стихам музыку. И в 1762 году ученики латинской школы пели «канты» и хором исполняли сатиру своего учителя на полицмейстера [4]. Урокам пения или «пению по ноте» в духовных учебных заведениях отводилось большое внимание в связи с тем, что в отправлении религиозных культов большую роль играло различного вида «омузыкаленное» интонирование, что требовало музыкальной подготовки. По этой причине даже служба в России получила название «пение» [5]. Однако Г. Скрябина лишили права преподавания и красноярская «латинская» школа была переведена в Енисейск. Историк Г.Ф. Быконя, указывая причину перевода учебного заведения, писал: «церковники Енисейска и Туруханска постарались доказать, что содержание их детей в Красноярске обходится ничуть не дешевле, нежели дома» [6]. Таким образом, город лишился единственного учебного заведения.

В XVIII—XIX столетиях в обществе Приенисейского края, и в целом Российской империи широко распространялось массовое религиозное сознание. Такое сознание было фундаментом общественного мировоззрения и обеспечивало интеграцию верующих в единое сообщество. Религиозные системы выступали как важный компонент социальной структуры общества, а церковь напрямую влияла на развитие социокультурной среды. Православная церковь обеспечивала начальные учебные заведения губернии педагогическими кадрами, так с 1820 года в Красноярске действовало Духовное училище для детей духовенства Красноярского округа, просуществовавшее до 1919 года, выпускники которого занимались просветительской деятельностью. Согласно архивным документам ежегодно в училище обучалось несколько десятков человек [7].

Повседневная социокультурная деятельность священнослужителей шла в приходах, при которых создавали образовательные учреждения. В 1839 году Святейший Синод издает указ, по которому духовенству вменялось в обязанность учреждать церковно-приходские училища для обучения и воспитания местного населения в соответствующем религиозно-нравственном духе [8].

Общегосударственная «миссионерская» политика в отношении начального народного образования во второй половине XIX в. была направлена на усиление роли духовного ведомства в процессе формирования системы начального образования. Таким образом, в крае просматривается тенденция к широкому распространению церковно-приходских школ.

Разновидностью церковно-приходских одноклассных школ были школы грамотности. Обучение в них было краткосрочным, не более пяти или десяти учебных месяцев. Программа обучения предусматривала следующие учебные предметы: молитвы, Ветхий и Новый Завет, история церкви, церковнославянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (арифметика). Таким образом, учащихся учили писать, читать, считать, петь молитвы, песнопения, начальным знаниям Закона Божиего. Данные школы частично содержались за счет местных обществ.

Церковь влияла на формирование традиций в образовательных учреждениях края. Из архивных документов следует, что в женской прогимназии ежегодно проводился годичный акт, состоявший из молебна, пения гимна «Коль славен наш Господь», «Боже, Царя храни!». Из необязательных предметов были: уроки пения, танцы. Эта же традиция сохранилась в женской гимназии. Повседневная и праздничная жизнь енисейцев проходила под духовным влиянием православной церкви. Самыми значимыми в календаре были праздники Рождества, Богоявления (Крещения),
Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской Божией матери, Николина дня. Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого своей приходской церкви.

Возвращение к истории развития взаимоотношений церкви и общества определяется современной социокультурной ситуацией, для которой характерна утрата многих преемственных связей и традиций, сложившихся в культуре. В результате этого происходит разрушение социокультурной среды, которая играет важную роль в жизни общества, в повышении его духовности. Церковь ставит задачей не допустить этого, явились силой просвещения в Приенисейском крае в XVIII—XIX столетиях, сохраняет свои позиции и способствует в прогрессивном развитии социо-
культурной среды и в современном обществе.

Библиографические сведения:

1. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края XVII — первая половина XIX вв. Красноярск: Горница, 1997.
2. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII—XIX вв.). Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1990.
3. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Красноярск, 2005.
4. МУ «Енисейский архив». Ф. 9. Оп. 1. Д. 25. Л. 6.
5. Прыгун Е.В. Из истории музыкальной культуры Красноярска: от «бесовских игр» скоморохов к Народной консерватории (1628—1920). Красноярск, 2007.

Список затекстовых ссылок:

[1] Прыгун Е.В. Из истории музыкальной культуры Красноярска: от «бесовских игр» скоморохов к Народной консерватории (1628—1920). Красноярск, 2007. С. 54.
[2] Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. — Красноярск, 2005. С. 21.
[3] Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII—XIX вв.). Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1990. С. 32.
[4] Прыгун Е.В. Из истории музыкальной культуры. С. 64.
[5] Там же. С. 85.
[6] Быконя Г.Ф. История Приенисейского края XVII — первая половина XIX вв. Красноярск: Горница, 1997. С. 22.
[7] Там же. С. 38—39.
[8] Красноярье: пять веков истории. С. 65.

Статья опубликована: XIII Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения. — Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *