Творческий путь основоположника движения «столбистов» Дмитрия Каратанова

11 марта 1874 года (по старому стилю) в селе Аскиз Минусинского уезда Енисейской губернии родился Дмитрий Иннокентьевич Каратанов — художник, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из организаторов Красноярского отделения Союза художников РСФСР и основоположников движения «столбистов».

Каратанов стоял у истоков красноярской школы искусства: переехавшийв 1896 году из Санкт-Петербурга молодой художник начал свою самостоятельную творческую деятельность именно в Красноярске. На момент середины-конца 19 века в Российской Империи начала формироваться региональная система художественного образования. Некоторые студенты из высших художественных учебных заведений отправлялись работать преподавателями рисования и черчения в отдаленные уголки страны. Начала появляться потребность в художника, и каждый профессионал в этой области становился известным и влиятельным лицом в местных культурных центрах. Так, в 60-х годах XIX века в Красноярске трудился Николай Васильевич Гребнев, который закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), образование в котором сравнивалось с обучением в Санкт-Петербургской академии художеств. Он занимался созданием икон и преподавал рисование ученикам городского уездного училища, где он стал первым учителем юного Василия Ивановича Сурикова.

Талант Дмитрия Иннокентъевича раскрылся в написании сибирских этюдов. Характер его письма раскрывался через строгие изображения природы: хмурых берегов Енисея, непреклонных камней, вековой тайги. В 1900 году Каратанов вновь уезжает в Петербург, где делится своими работами, написанными на красноярской земле.

Каратанов Д.И. На Столбах. 1909 г. Холст, масло

В 1901 году Каратанов вновь возвращается в Красноярск. Здесь в 1905 году Каратанов познакомился и подружился с гимназистом А. Л. Яворским — будущим основателем и первым директором государственного заповедника «Столбы». Дмитрий Каратанов из Красноярска совершил более десяти длительных поездок с различными экспедициями, в основном в северные районы Енисейской губернии. Коллекция работ Дмитрия Каратанова, которые он создал во время своей поездки на Север в 1906 году, хранится в ленинградском Государственном музее этнографии народов СССР. Особое внимание привлекают два портрета, написанные маслом – «Остяк в чуме» и «Шаманка».

В 1909 году Василий Иванович Суриков совместно с Леонидом Александровичем Чернышёвым создают в Красноярске рисовальные классы — первая художественная школа в Сибири. Это значимое событие произошло 27 января 1910 года и начало процесс формирования регионального художественного образования. Хотя работа школы столкнулась с трудностями, связанными с материальными вопросами и отсутствием площадок, Каратанов успешно преодолевал эти преграды благодаря своему педагогическому таланту. Он передавал знания своим ученикам в области рисунка и живописи, а также разрабатывал четырехлетнюю образовательную программу, которая должна была быть утверждена Академией художеств. К сожалению, этот труд не получил должной поддержки.

Каратанов Д.И. Ледоход. 1909 г. Холст, масло.

В 1911 году художник совершил еще одно путешествие на Север вместе с известным исследователем Дугариновым. В течение всего летнего сезона, с первого до последнего парохода, экспедиция находилась в низовьях Енисея, в районе Гольчихи. К несчастью, зарисовки, сделанные Карагановым, были приобретены частным лицом, и информации о них сейчас нет.

За время своей жизни на красноярской земле Каратанов сформировал свой собственный стиль по написанию пейзажей и открыв новое для культуры направление «столбистов», художников, писавших полотна с изображением красноярских «Столбов». В его личности слились взаимодействующие силы: приток культуры из внешнего мира и таланты местных художников, обучавшихся в столицах и возвращавшихся на родину. Деятельность Каратанова объединила эти потоки, направив их художественную энергию на развитие городской культуры. Его талант пейзажиста и исследователя севера, отраженный в живописных полотнах, получил дополнительную силу благодаря его работе в качестве преподавателя и организатора, чья деятельность всегда была направлена на сохранение художественного образования в своем родном городе.

Каратанов Д.И. Посёлок в низовьях Енисея. 1940 г. Холст, масло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *