«Практики соприкасания» — шалость удалась

IMG_1015+

30 сентября в Красноярском музейном центре «Площадь мира» состоялось красочное открытие XI музейной биеннале «Практики соприкасания» — уникального форума арт-работ.

Несмотря на вечернюю прохладу, «Практики соприкасания» зрители смогли почувствовать с самого начала.  Уличное музыкальное представление композитора Владимира Раннева «Отделение связи» поразило слушателей до глубины души. Хоры, расположившись на противоположных берегах Енисея, улавливали звучание друг друга по радиосвязи и пели в унисон, показывая тем самым способность слышать на расстоянии.

Вволю наслушавшись превосходного пения, красноярцы отправились в чарующее путешествие по экспозиционным залам современного искусства. Надо сказать, что пришли люди разных возрастов и слоев населения — от школьников до пенсионеров. И каждый с интересом изучал представленные на суд общественности произведения. Здесь даже самый привередливый ценитель сможет найти что-то свое. Кролики из дерева, картины, написанные кровью, тайная комната, совмещенные на одном холсте флаги когда-то конфликтующих между собой стран, домашний атомный взрыв, большой ватный колокол, шаманский кабинет можно найти в многочисленных залах музейного центра. И это еще далеко не все.

IMG_1030+

Открытие ознаменовал ряд перфомансов. Шокирующее представление Милы Долман (Москва) под названием «Терпение» вызвало немалый ажиотаж. Вышитое огромными буквами на белоснежном куске ткани слово «терпение» руками двух, как две капли воды похожих друг на друга девушек, не вызвало бы бурю зрительских эмоций, если бы не пиявки, высасывающие кровь из спин творительниц. В конце перфоманса пиявки были брошены на холст, забрызгав его кровью. Спустя полчаса кто-то сказал: «Я до сих пор не могу от этого отойти». И действительно, результат спектакля удивленные зрители рассматривали еще долго.

Чтобы немного отдохнуть от увиденного, мы наведались на персональную выставку российского художника Леонида Тишкова. «Взгляни на дом свой», так называется экспозиция, которая поразила зрителей своей необычайной теплотой и оригинальностью. Вы когда-нибудь видели вязаный гриб или чехол для души? Нет? Тогда вам просто необходимо заглянуть в КИЦ на биеннале. Вот что рассказала нам одна из посетительниц:

— Очень понравилась часть выставки, связанная с клубками и ковриками — работы Леонида Тишкова. Это как-то задело. Есть моменты, которые сложно объяснить, но вся эта атмосфера прочувствовалась. Это то, что было у каждого, если вспомнить своих родственников, бабушек, дедушек. Атмосфера детства. Действительно, эти клубки ассоциируются с душевной теплотой. Связь через эти нити впечатлила больше всего. 

IMG_0970+

Кстати говоря, сам художник тоже был в образе, привлекая внимание не только своей общительностью, но и интересным костюмом. Как оказалось, Леонид Тишков достаточно хорошо известен среди красноярцев. Мы были поражены выстроившейся к нему очередью из студентов и начинающих художников. И все же, нам удалось выкрасть Леонида из рук поклонников и услышать его мнение о биеннале:

— Я уже третий раз в Красноярске. И в этот раз я тут вообще развернулся. Пришла моя персональная выставка. Я очень доволен тем, что могу показать вещи самые разные, наработанные за много лет, поэтому со своей стороны я очень рад. Я посмотрел биеннале и вижу, что все очень современно, очень стильно, очень международно. Все это благодаря музею, бессменному куратору Сергею Ковалевскому. Он придумывает какие-то удивительные истории, заманивает сюда так, что хочется войти вместе с ним, поразмыслить и что-то показать. Я поздравляю Красноярск с тем, что у вас такое есть. Это просто здорово! Мне кажется, что сегодня здесь очень много всего интересного и современного. 

После этих слов создателя «Чемодана моего отца» похитила министр культуры Красноярского края Елена Мироненко, которая получила в подарок от художника одну из его замечательных книг с автографом.

IMG_1008+

Мы не будем рассказывать вам обо всех экспозициях музейной биеннале, сходите и полюбуйтесь сами.  Но еще пара слов об открытии.

После часового рассматривания новых, отчасти несуразных экспонатов, состоялась официальная церемония открытия. Зрителей ожидало невероятное актерское шоу, в полной мере передающее тему и настроение проекта, а также приветственные слова куратора проекта Сергея Ковалевского:

— Был довольно долгий период подготовки. В последний момент мы поняли, что прошло ровно 20 лет с момента первой красноярской биеннале. Даже немножко стыдно, что мы об этом вспомнили практически сегодня. Тем не менее мы очень дорожим тем, что получилось. За эти 20 лет проявились какие-то ключевые вещи, с которыми нам приходится работать. Долго начинали работать первые биеннале с музейными предметами, с музейными инновациями. Мы продолжаем с этим работать, и в этом проекте вы увидите достаточное количество экзистенциальных переживаний по теме истории и личного опыта времени. Мы набрали силу, вес и поддержку наших авторов и перешли напрямую к работе с пространством. Тут надо сказать, что мы все время работаем с художниками, а они друзья парадоксов и гении нашего времени. И вот эти парадоксы времени и парадоксы пространства нас чрезвычайно увлекают и дают нам силы прикоснуться к самому сложному парадоксу — парадоксу человеческого сообщества, человеческой солидарности. Собственно, имея этот багаж, мы набрались смелости и сил говорить о самых главных вещах для нашего общества, нашей страны и для человека. Главная персональная самость и идентичность человека находится в самой его глубине на самом конце клубка. И вдруг на этом конце возникает слово мы. Пройти этот длинный путь и осознать ценность этого сообщества, которая не дается нам от рождения — этого нужно достигать также, как и каких-то глубоких вещей, таких как вера, например. То, что здесь сегодня произошло, является проявлением вот этого возможного сообщества, которое на самом деле невозможно. И в этом функция современного искусства, с которым мы работаем. Я сейчас смотрю свежим взглядом на то, что здесь произошло и мне кажется, что это одно из самых теплых высказываний художников на самую острую тему. Мы для себя добились какого-то удивительного открытия. Само пространство является посредником между людьми, между искусством, между музеями города. Большое спасибо, что вы все здесь собрались.

IMG_0855+

Поздравить зрителей и организаторов с началом двухмесячного просветительского события на сцену вышла министр культуры Красноярского края Елена Мироненко, которая отметила, что «биеннале — это платформа переосмысления», а также представитель главного партнера проекта — Фонда Михаила Прохорова в Красноярске Петр Троицкий:

— Фонд Михаила Прохорова очень гордится тем, что имеет в своих партнерах такую мощную креативную площадку, как Красноярский музейный центр. Фонду очень приятно поддерживать нестандартные и неформатные проекты, которые говорят о многом. Они делаются прекрасными творческими людьми, которые работают здесь. Естественно, красноярская музейная биеннале занимает в этом ряду одно из важнейших мест. На протяжении уже двух десятков лет это мероприятие является не только визитной карточкой музейного центра, а всей культурной индустрии красноярья. Для фонда Михаила Прохорова очень почетно иметь подобные «практики соприкасания».

В заключении добавим, что проект получил невероятно разные и одновременно уникальные отзывы красноярцев, которых либо восхищали, либо удивляли, либо приводили в недоумение новые экспозиции и перфомансы. Бурные обсуждения, смех, улыбки и многочисленные фотографии свидетельствуют о том, что «шалость удалась».


Интересно знать: 

Первая биеннале открылась в 1995 году. За 20 лет проект стал яркой визитной карточкой Сибири и Красноярска. Проект признан международным музейным сообществом и экспертами: дважды отмечен Государственной премией в области современного визуального искусства «Инновация» (2007 год — специальный приз за социальное измерение современного искусства, 2010 год —  номинация «Лучший региональный проект»).

Ольга Трушина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *