«Музыкантами будут единицы, но культурными людьми станут все»

1300787507_618

С чего начинается культура? Существует множество вариантов ответов на этот вопрос в виде разных расхожих афоризмов: «Культура начинается с запретов», «Культура начинается семьи» или «Культура начинается с целомудрия».

Так с чего же она начинается на самом деле? Выступления симфонических оркестров, картинные галереи или шедевры архитектуры, — все это было бы невозможно без труда учителей художественных и музыкальных школ.

И в этой связи особенно важная и неблагодарная роль достается тем педагогам, которые трудятся не в областных и краевых центрах, а в скромных и небольших городках. С одним из них — директором детской музыкальной школы № 1 города Ачинска Жанной Капустиной — нам посчастливилось побеседовать:

— Здравствуйте, Жанна Николаевна! Скажите, пожалуйста: наверняка ваше знакомство с музыкой состоялось в этой школе?

— Да, когда-то я сама училась здесь, потом уехала в Красноярск, окончила там училище искусств (современный Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича — прим. ред.), сдала вступительные экзамены в Институт искусств и… забрала их, решила не продолжать учебу. Поработала два года в красноярском Дворце труда и вернулась домой, в Ачинск, в родную музыкальную школу.

IMG_3418+

Второй раз в школу я пришла в 1988 году. Изначально я была преподавателем теоретических дисциплин (сольфеджио и музыкальной литературы) и фортепиано. Проработала долгое время и даже не стремилась к директорству.

— Приятно радует внешний вид вашей школы. Скажите, она всегда работала именно в этом здании?

— Нет, судьба у школы была непростой: раньше она размещалась в простом деревянном здании — маленькой такой постройке с печным отоплением. Ее переселили в бывшее здание общеобразовательной школы, в 1973 году оно сгорело, а школу временно обустроили на первом этаже жилого дома.

Представляете, наверное, какие там были «кабинеты» — приспособленные кухоньки и комнаты. Тем не менее, педагоги работали, учили детей; на это время, кстати, и выпали мои ученические годы.

Ну а потом школа переехала сюда, в бывшую общеобразовательную школу — в это величественное здание дореволюционной постройки, с массивными кирпичными стенами старой кладки…

— …И вы всем этим руководите.

Как я уже говорила, к этой должности я как-то и не стремилась. Но, к сожалению, кадры у нас не молодеют, а стареют… И даже многие мои нынешние коллеги — это мои же бывшие учителя. Конечно, с другой стороны это хорошо: сохраняются традиции, преемственность, и потому наш коллектив отличается особым профессионализмом.

Так что даже не знаю, какие причины сыграли тогда, в 2009 году, свою роль: может быть, назрела необходимость в новом молодом руководителе. Может, вспомнили о моем дополнительном высшем образовании. Как бы то ни было, мне предложили, а я согласилась, потому что школу свою люблю.

— Чем, прежде всего, вы руководствуетесь в директорской работе?

— Самое главное для нас — сохранять и приумножать накопленные опыт и традиции. Мы не впадаем в самодеятельность, культивируем академизм и стараемся делиться этим со всем городом. Статус классической музыкальной школы для нас — самое важное.

Конечно все это сопряжено с хозяйственными вопросами, ведь школа самим внешним видом должна соответствовать нашим идеалам. Раньше здание находилось в, мягко говоря, непрезентабельном состоянии. Центр города, рядом администрация, — а школа, стоит, извините, вся обшарпанная и ободранная. Это надо было срочно менять, я подала заявку на ремонт, появились подрядчики. Повезло, что это оказались порядочные, ответственные люди, которые прислушивались к нашим предложениям и пожеланиям.

Задумок и идей, конечно же, много. В первую очередь, сейчас мы стеснены тем, что на верхнем этаже занимается Ачинская художественная школа им. А.М. Знака — все время обещают, что им вот-вот предоставят отдельное здание. А так, конечно же, хотелось, чтобы появилось отдельное здание для малышей из начальных групп; ведь им нужны отдельное здание, отдельные материалы, отдельная мебель.

Учитывая, что дети ежедневно здесь находятся по нескольку часов, хочется, чтобы у них было место, где можно хотя бы попить чаю — а не чтобы бабушки с термосами сидели, как сейчас. Это требование диктует сама жизнь!

IMG_3450+

Жанна Николаевна проводит экскурсию по музыкальной школе для почетных гостей Ачинских Рождественских чтений: члена Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директора Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководителя проекта «Касьяновский дом» Андрея Бардакова и директора школы №2 им. Ю.А. Гагарина города Дивногорска Ирины Ерошкиной.

Ну и, конечно же, важны сами музыкальные инструменты. Для школы мы всегда стараемся приобретать только самое лучшее. Вот, например, вы видите рояль «Циммерман» — настоящий, немецкий. Заполучить его было непростым делом, но теперь это гордость всей школы.

Потому неудивительно, что и мы, педагоги, чувствуем отдачу от своих подопечных. Оттого и на конкурсах лауреатами становимся, берем первые места.

— Но далеко не у всех есть необходимые способности для подлинных успехов в музыке. Как мотивировать детей?

— Музыкантами — настоящими музыкантами, успешными и состоявшимися — из сотни учеников будет один-два и это нормально, об этом мы постоянно говорим на родительских собраниях. Но мы учим детей культуре, ставим их на новый эстетический уровень, здесь они учатся слышать друг друга! И даже если ребенок просто сидит и слушает классическую музыку, когда-нибудь это сыграет свою роль.

К этому мы всегда и стремимся. Ведь музыка это синтез всех человеческих чувств: и зрение, и слух, и осязание. Поэтому мы стараемся, по мере своих возможностей, всесторонне развивать детей, чтобы они заходили сюда и открывали для себя что-то иное в сравнении с повседневностью.

Важно воспитывать в детях максимализм: либо хорошо, либо никак. Это, наверное, наш главный посыл к ним.

— Музыкальная школа не может существовать сама по себе. Как у вас налажены связи с внешним миром?

— Вот, например, сегодня завершаются Ачинские Рождественские чтения. Это мероприятие городского Управления образования, пусть не культуры, но они пришли именно к нам, а не в общеобразовательную школу. А это уже показатель доверия и высокой оценки.

На наших концертах всегда полные залы, будь то выступления музыкантов из других городов, или самих наших учеников и педагогов. В школу постоянно звонят: когда следующий концерт, какие есть билеты.

Мы открыты и доступны для любой аудитории, идет ли речь о Городском дворце культуры или о нашем Доме ребенка. Конечно, оттуда наши ученики все время возвращаются взволнованными, в слезах — такие сильные впечатления — но все равно регулярно выступаем и там.

Особенно приятно, что о нас знают и за пределами Ачинска, в первую очередь, в Красноярске: и мы ездим с концертами в краевую столицу, и оттуда приезжают к нам преподаватели, проводят мастер-классы.

— Какие еще у вас есть поводы для гордости и чего хотелось бы достичь в будущем?

Еще одна особенность нашей школы, которой мы гордимся: все преподаватели — играющие. Каждый в любой момент может взять свой инструмент и сыграть. Конечно, так должно быть, но на практике это отнюдь не везде. У нас представлены едва ли не все возможные инструменты: скрипка, фортепьяно, баян, аккордеон, гитара, домра, труба, саксофон, кларнет…

Складываются целые династии. Например, у нас есть замечательная семья духовиков по фамилии Аунс: супруги и их сын, вместе трудятся над общим делом. Гордость школы — духовой оркестр — во многом является их детищем. Вообще, раз речь зашла об оркестрах, то должна похвастаться — в нашей школе их пять: народных инструментов, духовых, гитаристов и два преподавательских (духовой мини-бэнд и народной музыки).

Немало наших выпускников уезжают, успешно поступают, учатся, преподают сами и выступают в самых разных городах: не только в Красноярске, но и в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге…

IMG_3779+

Благодарственную грамоту от Управления образования города Ачинска Жанне Николаевне вручает заместитель начальника Управления Галина Нефедова

Жалко ли нам отпускать своих бывших учеников? С одной стороны, да, а с другой… это ведь естественно, когда талантливый и способный человек ищет и достигает чего-то большего. Тем более, что обратная связь сохраняется: они приезжают, дают о себе знать, благодарят нас… Так что никто не в обиде.

Самый главная цель на будущее — сохранить наш строгий академизм. Сохранить и приумножить. А чтобы это стало возможным, мы будем развивать отделения, приобретать новые инструменты, порой совсем диковинные для наших краев. Совсем недавно, по просьбе духовиков, обзавелись маримбой — это такой ударный инструмент, родственник ксилофона.

Одним словом, все в наших руках. Важно лишь поставить себе и коллективу цель и к ней стремиться всеми силами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *