«Церковь — основа моей жизни»

img_8508

1 ноября во временном пристанище «Касьяновского дома» — здании медиа-центра Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии — прошла вторая встреча в рамках нашего нового проекта «Мастерская „Касьяновского дома“», призванного стать площадкой для живого общения красноярцев с по-настоящему творческими и интересными людьми, мастерами своего дела.

Новым гостем «Мастерской» стал человек, знакомый едва ли не всем воцерковленным жителям краевой столицы — регент Архиерейского хора Покровского кафедрального собора, композитор и радиоведущий Дмитрий Васянович.

 «Регент из народа»

Регент Архиерейского хора — безусловно, ответственный и важный участник всех праздничных богослужений. От него зависит очень многое, он всегда на виду. Но во многом даже для верующих людей эта должность — загадка.

Например, по какому принципу регент отбирает из всего многообразия музыкального наследия Церкви нужные произведения? Как он находит людей для своего коллектива? Да и как вообще люди становятся регентами?

«Я — регент из народа», — с неизменной улыбкой говорит о себе сам Дмитрий Николаевич. Утверждение, казалось бы, со значительной долей лукавства: ведь за плечами у регента Архиерейского хора и музыкальное училище, и Красноярская государственная академия музыки и театра. Однако сам Дмитрий Васянович подчеркивает: подлинной alma mater для него стал именно Воскресенский собор в родном Семипалатинске.

В лоно Церкви Дмитрия привели юношеские мечты о священническом сане. Он нес различные послушания, затем стал, с долгожданного благословения настоятеля, пономарем. «Но за эти полгода у меня сложились определенные внутренние требования к несению священнического сана, и я понял, что сам им не соответствую, что я этого не достоин. Я стал помогать на клиросе, открыл мир церковных песнопений — и понял, что это мое».

Управление хором из почти двух десятков людей — наука сложная, — улыбается гость «Касьяновского дома». Регент должен быть не только образцом певческого искусства для своих певчих, но и обладать отличной памятью, быть тонким психологом и ярким мотиватором. «В некоторых случаях человека нужно похвалить просто за попытку, за старание, даже если он ошибся, даже если у него не получилось», — делится жизненным опытом Дмитрий Васянович.

«Вне храма нас трудно понять»

Насколько свободен в своем творчестве регент? Ведь, казалось бы, Церковь, с ее двухтысячелетним опытом и подробнейшими богослужебными предписаниями на каждый день, самого творческого человека неизбежно превратит в послушного исполнителя. Казалось бы: зачем яркому и способному человеку избрать такое послушание вместо более «свободной» профессии?

img_8395

Но сам Дмитрий Николаевич не считает себя сколько-нибудь стесненным в управлении хором.

«Я сам выбираю тот круг песнопений, который считаю уместным и эстетически выгодным для каждого богослужения. Чем они прекрасны: задан определенный вектор, а я могу вносить свои творческие изменения. Например, если взять многие произведения церковной музыки, то можно увидеть, что там даже не заданы темп, динамические оттенки… Такой творческой свободе могут позавидовать и светские исполнители».

Потому неудивительно, что Дмитрий Васянович и Архиерейский хор, как он признается ближе к концу встречи, концертные выступления не очень-то и любят: «Вне храма и вне богослужения нас трудно будет понять».

Конечно, многое в жизни Архиерейского хора зависит от предпочтений правящего архиерея. Но, как отмечает сам регент, здесь ему и его подопечным очень повезло: «Митрополит Пантелеимон очень любит монашеские распевы, все органичное, исконное, подлинно молитвенное. И еще Владыка не любит, когда сокращается установленный веками  порядок исполнения того или иного произведения, в чем я его горячо поддерживаю».

Связь поколений в регентском искусстве играет невероятно важную роль. Своей несомненной удачей Дмитрий Васянович считает знакомство в начале своего творческого пути с такими знаковыми для всего православного Красноярья личностями, как ныне покойные архимандрит Нифонт (Глазов) и игумения Екатерина (Бальва)…

С глубоким трепетом регент рассказывает о своей встрече с находившимся уже в преклонных годах отцом Нифонтом, подарившим ему уникальный рукописный экземпляр богослужебных миней. А матушка Екатерина за длительное время регентства в Благовещенском монастырском соборе стала совершенно особым человеком в его жизни. Да и сама церковь при обители стала такой родной, что от предложения возглавить Архиерейский хор Дмитрий Николаевич долгое время отказывался, — откровенничает он спустя десятилетие.

И во многом — из-за матушки Екатерины, насколько строгой, настолько чуткой, сопереживающей и заботливой. Делясь с аудиторией воспоминаниями об игумении, Дмитрий  Васянович в конце встречи не мог сдержать слез…

«Каждый поэт — путешественник…»

Архиерейский хор — это основная, но далеко не единственная точка приложения многочисленных талантов Дмитрия Николаевича. Об этом в ходе встречи неоднократно напоминали и ведущий вечера Юрий Пасхальский, и многочисленные гости вечера.

Композитор, пресс-секретарь Краевой филармонии, ведущий, радиожурналист… Этот список можно продолжать. Но, как не без доли скромности пытается убедить всех присутствующих Дмитрий Васянович, сам он человек ленивый и большую часть талантов в нем открыли окружающие. Например, работать на радио его еще в студенческие годы позвала одна из преподавателей, убедив, что это занятие именно для него.

  img_8388

Новую грань личности героя вечера открывает главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин:

Неизменно с большим интересом читаю ваши заметки о летних путешествиях в далекие азиатские страны. Казалось бы, куда проще в наше время купить путевку, снять номер отеля на каком-нибудь курорте, но ведь вы именно путешествуете: в одиночку, с небольшими средствами, без знания местных языков, тонко и романтично повествуя об этом в социальных сетях. Воистину, каждый поэт должен быть в какой-то мере путешественником, и каждый путешественник — поэтом…

Путешествия, как признается Дмитрий Николаевич, действительно стали подлинной страстью его души. Те же Малайзия или Таиланд смотрятся совершенно по-иному, подлиннее и ярче, если сознательно отказаться от стандартных туристических маршрутов и попытаться, на свой страх и риск, открыть что-то неизведанное. «Добрых людей всегда больше. В любых странах, среди любых народов и вероисповеданий», — скромно замечает Дмитрий Васянович.

img_8573


Внешнее многообразие жизни героя вечера не исключает строгой системы приоритетов: «Все в моей жизни шло от Церкви. Именно она стала той платформой, на которой у меня строилось все остальное»

«Если честно, я и сам не знаю, какой я человек. Вернее, мне только предстоит еще себя узнать», — отвечает Дмитрий Николаевич на вопрос о своей личности. И действительно, в ходе общения гостя вечера с ведущим и участниками встречи убеждаешься в том, насколько привычные обыденные дихтомии вроде «ленивый — трудолюбивый», «серьезный — легкомысленный», «спокойный — впечатлительный» неприменимы к по-настоящему творческим людям.

Любая личность уже содержит в себе конфликт и пытается его преодолеть. И потому, как мудро посоветовал аудитории на прощание Дмитрий Васянович, «никогда не судите окружающих по отдельным поступкам. Порой они могут не характеризовать людей, и даже противоречить тем, кто их совершил».img_8584


Проект реализуется за счет средств Субсидии из бюджета Красноярского края при поддержке агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *