Что такое Церковь применительно к современной России? Элемент архаики, пережиток прошлого или совершенно особый институт общества, без которого нельзя представить как прошлое, так и настоящее, и будущее нашей страны?
Поиск ответа на этот вопрос и стал лейтмотивом лекции «Церковь в современном мире», с которой Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон выступил 30 октября в культурно-историческом центре «Успенский».
В какой-то степени само существование центра «Успенский» уже является если не ответом на этот вопрос, то весьма весомым подспорьем для этого. Учреждение культуры, открытое в августе этого года на земле Успенской монашеской обители, символизирует собой единение усилий Церкви, государства и общества в духовном просвещении жителей Красноярья.
Посетители центра «Успенский» могут не только познакомиться с образцами церковного искусства, но и стать участниками мастер-классов по традиционным ремеслам, ознакомиться с классикой и новинками мировой литературы в читальном зале и посмотреть разнообразные документальные фильмы в досуговом зале.
Выступление же Главы Красноярской митрополии открыло цикл просветительских лекций, в ходе которого в «Успенском» с красноярцами встретятся деятели науки, культуры и искусств.
«Церковь — это особое явление»
Поднимаясь в зал культурно-исторического центра, Митрополит Пантелеимон, которого сопровождал и.о. секретаря Красноярской епархии, наместник Успенского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), не мог отказать в добром слове и благословении всем, кто во главе с директором учреждения Татьяной Веселиной, вышел его встречать.
Свои рассуждения о роли Православной Церкви в современном обществе Владыка Пантелеимон начал с констатации того факта, что Россия сильно изменилась за прошедшие десятилетия. Разумеется, что и Церковь не могла не быть как объектом, так и субъектом этих преобразований.
«Россия изменилась, и изменилась очень быстро. И несмотря на все критические моменты и недостатки этой перестройки, несмотря на полное непонимание многими нашими соотечественниками этих процессов, наша страна, по моему убеждению, шагнула вперед на три столетия без активного участия большинства граждан по многим аспектам».
В этом нет ничего сверхъявственного или беспрецедентного, — полагает митрополит, обращая внимание собравшихся на примеры из прошлого нашего Отечества.
«Подобное было и при Петре Первом: разве было общество однозначно довольно? Приветствовали ли все подданные те перемены, которые нес великий государь? Конечно, нет. Тому свидетельство ужасный мировоззренческий раскол в России».
«И петровские реформы не прошли даром: в результате, мы получили то общество, которое в 1917 году совершило не просто революционный переворот, а сделало вызов самим себе, развязало братоубийственную войну», — продолжил свою мысль Его Высокопреосвященство.
И какую же роль в нынешних обстоятельствах берет на себя Русская Православная Церковь?
«Для современного человека это особая институция, о которой кто-то не хочет знать ничего, кто-то, напротив, знать хочет все, становится ее членом, как верующий человек. Церковь — это особое явление, ей трудно найти подобие среди различных союзов и объединений в обществе, Церковь — это живая Византия».
Церковь, будучи институтом специфическим, является при этом и институтом национальным. Она словно цементирует общество, сохраняя историческую память, моральные нормы и культурные ценности прошедших времен. Потому и уничтожение Церкви неминуемо привело бы к уничтожению России, — подытоживает Владыка Пантелеимон.
Не ангелы, но люди
Таким образом, Церковь, с моральной точки зрения — это и щит, и камертон, в соответствии с которым общество может выносить свои суждения о добре и о зле, о прекрасном и ужасном.
«И сегодня церковное тело — это миллионы объединенных верой сердец людей, знающих истинную ценность жизни и высоко ставящую любовь Христова. Они противостоят всему разрушительному, что есть в обществе».
И, при этом, Церковь — это плоть от плоти общество, члены которого наполняют ее. Она не должна и физически не может быть сообществом, совершенно отчужденным и непохожим на людей, что живут вокруг.
«Но не нужно ждать от Церкви ангельского бытия. Потому что клеточки ее тела складываются из зараженного грехом организма человеческого общества. Принимая веру, человек не может автоматически стать святым. Все должно происходить через душу и разум, через глубокую работу над собой. Для этого Церковь и выработала в течение двух тысячелетий колоссальный механизм самовоспитания и самосовершенствования человека», — подчеркивает Митрополит Пантелеимон. Продолжая рассуждения о моральной внутренней работе, он выносит емкое суждение: «Вера — это постоянный труд, помогающий человеку развивать себя».
«Мы не можем молчать»
«Есть скептики, которые заявляют: „Православная Церковь застыла в своем развитии на средневековом уровне: молитвы, посты, крестные ходы, нет новых форм, нет реальных дел для общества“. Но, на поверку, церковное служение неотделимо от земной заботы о ближних. Здесь Церковь полагает свой живот», — утверждает митрополит.
Действительно, любому осведомленному человеку известно, что Православная Церковь активно участвует в реабилитации наркозависимых, помощи бездомным, попечении о сиротах и многих других социально значимых делах. Так что церковная «косность» и самоустранение от проблем — не более чем миф.
Вовлеченность Церкви в общественную жизнь подчас требует от нее решительных оценок, деятельного участия в противостоянии деструктивным силам. «Мы пристально наблюдаем каждый день за тем, что сегодня предлагается обществу. И часть людей идет путем гибельным, путем разрушительным, призывая к этому и остальных. Идет ли речь об использовании атомного оружия, или о недопустимых культурных явлениях, — мы не можем молчать».
Отношения Церкви и культурного общества в последние годы не всегда складываются просто. Разбирая эпизод с запретом постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске в прошлом году, Владыка Пантелеимон убежденно говорит: «Иначе было нельзя. Ведь эта постановка стала бы унижением нашей веры, личностей, всех прав и свобод, что даны нам от Господа Бога».
Именно забота о человеке, его природе является краеугольным камнем в мировоззрении Церкви, стимулом, который побуждает ее осуждать те социальные явления, которые покушаются на целостность нравственных устоев, привычных представлений о добре и зле. Ведь без этой основы будет обречена на самоуничтожение вся человеческая цивилизация.
Воспитывая народ в традициях патриотизма, Церковь никогда не призывала замыкаться в государственных границах и смотреть на окружающий мир с осуждением, — отмечает Владыка Пантелеимон.
«Я не любитель осуждать Запад, Европу и Соединенные Штаты — там много хорошего, они во многом шагнули вперед нас. И не все там русофобы, не все там одурманены политической пропагандой. И многие так же, как и мы, ведут борьбу за веру, нравственность и мораль».
«В основе счастья — Божия помощь и своя воля»
Завершив выступление, Его Высокопреосвященство ответил на вопросы слушателей. Это уже можно назвать своего рода традицией для многочисленных открытых встреч Главы Красноярской митрополии с любыми аудиториями, будь то молодежь на «ТИМ „Бирюса“», представители ветеранских организаций или медицинские работники.
Отвечая на вопросы из зала, которые зачитал куратор КИЦ «Успенский» от Красноярской епархии, член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков, Владыка Пантелеимон поведал о причинах такого страшного явления в нашей стране как воинствующий атеизм, объяснил, почему столь популярные у неофитов «отчитки» совершают лишь единицы из числа священнослужителей Церкви, а подавляющее большинство верующих и вовсе не должно их проходить.
Высказывая мнение о ссудном проценте банковских кредитов, митрополит в однозначной форме предостерег аудиторию от любых займов под процент, в равной степени апеллируя как к церковному наследию, так и к жизненному опыту.
Для автора этих строк самым запомнившимся моментом живого общения Архипастыря с собравшимися в центре «Успенский» красноярцами стал его ответ на вопрос о том, может ли православный человек вешать дома подковки или какие-то иные «обереги на счастье». Митрополит не стал читать лекцию о недопустимости и опасности заигрывания с пережитками язычества, а с улыбкой сказал:
— Счастье человека зависит только от его головы, рук и Божией помощи. А подковки или метелки — не более чем народная традиция. Ну и пускай люди вешают, если это красиво!
Это емкий ответ и общий доброжелательный смех в аудитории стал, пожалуй, лучшим из возможных финалов встречи, которая, возможно, стала началом серии подобных живых разговоров красноярцев с Митрополитом Пантелеимоном.
Дмитрий Шумов, заместитель директора КИЦ «Успенский» по научно-краеведческой работе:
— Это первая подобная лекция в нашем центре, и отрадно, что начало им положил лично Владыка Пантелеимон. Выступление митрополита — это большое событие не только для нас, но и для всех верующих красноярцев.
Центр «Успенский» призван быть на стыке религиозного и светского, потому подобные мероприятия — это неотъемлемая часть нашей деятельности.
Мне лично очень понравились сегодняшние слова нашего Владыки, особенно мысль о том, что Церковь является не частью прошлого, а важным для России институтом настоящего и будущего.
Андрей, участник встречи:
— Такие мероприятия очень важны, особенно в контексте тех событий и процессов, что происходят в нашем обществе. Митрополит Пантелеимон, как духовный лидер православных верующих региона, направляет их, объясняя им позицию Церкви по актуальным вопросам жизни современного мира.
Я считаю, что подобные встречи с митрополитом нужны, и они должны принимать со временем конкретный характер, быть посвященными определенным темам: Церкви и экономике, церковному взгляду на семейные отношения…
Марина, участница встречи:
— Мне очень нравится, что наш Владыка — очень открытый человек, регулярно встречается с красноярцами в разных форматах. Особенно приятно, что митрополит большое значение придает именно вопросам и зала, всякий раз находя на них мудрые и исчерпывающие ответы.