Малашин Г.В. Красноярская епархия Русской Православной Церкви как субъект и объект регионального информационного пространства на рубеже XX— XXI вв.: предмет исследования, проблематика, периодизация, источниковая база

i48

Публикуемая (в авторской редакции 2012 г.) статья основана на материалах осуществляемого автором диссертационного исследования и посвящена вопросам изучения существования Красноярской епархии как субъекта и объекта регионального информационного пространства на рубеже XX—XXI вв. Актуальность материала обусловлена малоизученностью темы и новизной проблематики и подходов к ее раскрытию. В статье раскрываются содержание и границы информационного пространства, избранного автором как один из предметов исследования. Выделены две части этого информационного пространства — «коммуникативно открытая» и «коммуникативно закрытая», в свою очередь структурируемые в зависимости от их светского, церковного или церковно-светского характера. Даны определения составляющих их «информационных подпространств». Отдельный раздел статьи посвящен периодизации, основанной на анализе исторического развития Церкви и епархии в контексте жизни страны и региона 1987 — 2012 гг., в условиях исторически изменяющегося информационного пространства. В соответствии с особенностями отдельных выделяемых автором этапов обозначается проблематика их исследования. Кратко представлена источниковая база исследования.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Красноярская митрополия, Красноярская епархия, новейший период истории РПЦ, информационное пространство, СМИ, печатные и электронные СМИ, интернет, блогосфера, документ, религиозный, церковный, светский,
церковно-общественный, коммуникативный

Предлагаемая вниманию читателей работа связана с современным, новейшим периодом в истории Русской Православной Церкви. Начало этого периода относится к 1987—1988 гг. как времени первых коренных перемен в жизни страны, общества и конфессий России. Лидерами
государства и церковными иерархами впервые были тогда обозначены (в связи с 1000-летием Крещения Руси) новые принципы взаимоотношений государства и Церкви, возможность и необходимость обретения ею нового места в жизни динамично меняющегося российского общества.

Анализ тенденций и достаточно противоречивых порой процессов и явлений этого периода весьма актуален для социальных и гуманитарных исследований, связанных с конфессиональной жизнью России. Он позволяет прогнозировать направления дальнейшего развития РПЦ как одного из важнейших общественных институтов. Изучение различных аспектов этого периода дает материал для последующих выводов о развитии взаимоотношений ведущей конфессии России и общества,
о месте, которое будут занимать в жизни россиян в XXI в. конфессиональные структуры, религия, вера.

Современное российское общество, как известно, является информационным. Его жизнь неразрывно связана с развитием средств массовой коммуникации и информационных технологий. Поэтому исследование специфики существования Церкви как объекта и субъекта современного
информационного пространства позволяет выявить значимые параметры существования Церкви как общественного института в целом.

Региональный, на материалах Красноярского края, аспект таких исследований позволяет качественно расширить их результаты. Деятельность Церкви и ее место в обществе имеют в региональных условиях некоторые существенные особенности. Отметим при этом, что Краснояр-
ский край, по общему признанию, относится к «эталонным» для России регионам.

В то же время большинство осуществленных к настоящему времени исследований посвящено общим (или, наоборот — локальным, избыточно частным) вопросам бытования РПЦ в информационной сфере. Как правило, такие исследования связаны с центральными регионами Рос-
сии, или с информационным полем страны в целом.

1. Исследуемое информационное пространство, его границы и качественные характеристики

Информационное пространство (далее — и.п.) региона, в котором в новейший период существует Церковь, включает, на наш взгляд, несколько основных, неравноценных по своему объему и значению подпространств (секторов). Их можно отнести к двум основным частям исследуемого и.п., выделяемым нами в соответствии с особенностями их коммуникативного бытования и места в жизни общества.

К первой — общедоступной, активно коммуникативной, открытой части и. п. следует отнести, прежде всего, весь объем публикаций, создаваемый традиционными средствами массовой информации (СМИ) — а) печатными СМИ, б) электронными СМИ, в) информационными агентствами.

В 2000-х гг. значимым становится интернет-сектор и.п.: а) сайты и порталы, б) социальные сети, в) блогосфера и др.

Постоянно, хотя и в разных объемах присутствующий на протяжении всего исследуемого периода сектор и. п. — непериодические печатные и электронные издания, включая брошюры, буклеты, афиши, диски, тиражируемые аудио-, видео и изобразительные материалы.

Отдельные виды искусства (и относящиеся к их изучению сферы искусствознания) также в определенной мере входят в состав и. п. обозреваемого периода. Особо следует выделить изобразительное искусство, прежде всего — несущее сакральный смысл (иконопись). Новейший период истории обозначил активное возвращение религиозной и антирелигиозной, антицерковной тематики и в другие виды изобразительного искусства: графику, живопись и др. В плане религиозной информационной составляющей значимы виды музыкального искусства (церковное пение и музыка). Безусловно, в это информационное подпространство входят так же церковное зодчество, скульптура, произведения киноискусства, телеискусства, театрального искусства, в которых присутствуют темы религии, веры, Церкви.

Особый сектор и. п. создают связанные с различными видами искусства явления культурной жизни, носящие синкретический и/или пространственно-временной характер: концерты, зрелищные мероприятия, фестивали, фотовыставки, вернисажи и т.п. Как известно, поводом для острых общественных дискуссий стали, например, некоторые выставки изобразительного искусства последних лет, имеющие скандальный, антицерковный характер.

Как представляется, к этому подпространству и, одновременно, к интернет-сектору и.п. примыкают и такие динамично развивающиеся разновидности коммуникативной среды, как мультимедиа (в силу неразработанности теории идущего сейчас становления мультимедийной культуры и ее технологий, об этом секторе информационного пространства как отчетливо выделяемом, подпространстве пока говорить можно достаточно условно).
К закрытой, ограниченно публичной, коммуникативно неактивной части и. п. региона, в которой в обозреваемый период существовала в качестве субъекта и объекта Церковь, следует отнести все объемы письменных и устных документальных материалов (на бумажных,
электронных и иных носителях), связанных с церковной и церковно-общественной жизнью региона.

Эти материалы в момент их появления являлись важным, хотя и закрытым от общества, средством информационного взаимодействия представителей церковных структур или иных социальных групп с обществом и государством. По истечении времени, будучи включены в массивы документов, они обретают статус источников по исследуемой теме, сохраняя при этом и свойство непосредственного предмета исследования по обозначенной в нашей работе теме. Введение этих, как правило — аккумулируемых со временем в архивных, музейных и т.п. фондах, документальных материалов в научный оборот опосредованно возвращает им статус непосредственной принадлежности к связанному с Церковью информационному пространству.

Следует сказать, что — в силу своего большего влияния на общество — первая, «коммуникативно активная» часть и.п. региона является главным предметом исследования по заявленной нами теме.
Подчеркнем также, что обе вычлененные нами части и. п. региона (открытая и закрытая) и большинство их конкретных секторов (подпространств), в свою очередь, делятся (по происхождению, содержанию и качественной специфике) на три неравных по объему вида,
а именно: а) церковные, б) светские, в) смешанные, или — церковно-общественные.

2. Периодизация истории Красноярской епархии как субъекта и объекта регионального информационного пространства на рубеже XX—XXI вв.

Исследуемый в нашей работе период 1987—2012 гг. можно разделить на несколько этапов, в соответствии с изменением места и роли Красноярской епархии (а с 2011 г. — Красноярской митрополии и входящих в нее епархий) в и. п. региона. Эти изменения обусловлены как
происходящими на этих этапах переменами в жизни общества и Церкви, так и развитием контента, тенденций, технологических основ самого и.п. и его составляющих. В соответствии с особенностями этих этапов дополняется, уточняется проблематика исследования, а также его источниковая база.

Первый выделяемый нами этап, 1987 — н. 1990 гг., характеризуется достаточно хаотичными, спорадическими появлениями религиозной тематики в печатных и электронных СМИ региона при общей ее не разработанности. К освещению связанных с возрождением религиозной жизнью проблем не были готовы ни светские журналисты (к теме ранее не обращавшиеся, либо освещавшие ее с позиций партийно-государственного атеизма), ни представители Церкви (главной задачей которых стало воссоздание церковной жизни в регионе и которые также не имели ни достаточного практического опыта, ни выверенной программы работы с информационным полем).

Радикальные качественные перемены в и. п. региона, начавшиеся на этом этапе, связаны с историческим явлением, известным под названием «перестройки», и с важнейшим ее направлением (и, одновременно, главным лозунгом) — «гласность». Включение в информационное поле
светских СМИ религиозной, церковной и духовно-просветительской тематики совпало с началом «перестройки», что не могло не сказаться на содержании, особенностях и постепенной жанровой и содержательной трансформации посвященных религиозным темам публикаций.

Второй выделяемый нами этап, к. 1990—1993 гг., характеризуется существенными изменениями в жизни страны и Церкви, в церковно-общественной реалиях Красноярского края, в состоянии и развитии информационного пространства региона.

В жизни страны происходят на этом этапе известные события 1991 и осени 1993 гг., обозначившие крушение основ прежней политической, социально-экономической жизни страны, само название и границы которой также изменились. Наряду с начавшимися радикальными изменениями в политическом и экономическом устройстве России, на этом этапе происходит окончательный слом и прежней советско-партийной идеологии.

Место и статус религиозных объединений в жизни страны, принципы их взаимоотношений с государством и обществом начали регулироваться на этом этапе принятыми в СССР и РСФСР в октябре 1990 г. принципиально новыми законодательными актами.

В плане дальнейших изменений в церковной жизни страны был особо важен состоявшийся в июне 1990 г. Поместный собор РПЦ. Он принял ряд меняющих прежнюю церковную реальность решений, в т.ч. — избрал нового Патриарха, Алексия II, которому предстояло вести «церковный корабль» на протяжении почти двух десятилетий. Этот же Поместный собор принял решение о воссоздании Красноярской епархии, до июля 1990 г. пребывавшей в статусе благочиния Новосибирской епархии.

Для епископа и епархиального совета, в сентябре 1991 г. принявших бразды управления воссозданной после 1940—1980-х гг. епархией, эти несколько лет стали временем совместного с духовенством и мирянами воссоздания основ церковной жизни, в том числе — и в и. п. региона. К 1994 г. были в целом решены многие принципиальные вопросы нового устроения епархиальной жизни, созданы благочиннические округа и многочисленные новые приходы.

Регулярными становятся публикации о жизни епархии в светских СМИ. На этом этапе впервые создается церковный и церковно-общественный сектор и.п. региона. С января 1991 г. начал выходить официальный печатный орган епархии — газета «Красноярский благовестник». На краевом телевидении в течение всего 1991 г. выходит еженедельная программа православно-патриотической направленности «Пенаты», с января 1993 г. начинается регулярный выпуск (в течение 7 лет) еженедельной телепрограммы «Русские вечера». На краевом радио создается радиопрограмма православной направленности «Истоки духа».

Этап 1994—1999 гг., наступивший после окончательного изменения прежнего, «советского» политического и экономического устройства России, совпадает со временем президентского правления Б.Н. Ельцина в условиях установленной в стране после конституционного кризиса 1992—1993 гг. президентско-парламентской республики, со временем радикального передела собственности, перестраивания государственных и общественных институтов.

Развитие и. п. региона связано на этом этапе с созданием новых, преимущественно коммерческих и частных СМИ, что обусловило постепенное изменение канонов и рамок журналистской деятельности.

Для Церкви же это было плодотворное время становления, расширения сфер деятельности и вовлечения в эту деятельность миллионов ранее невоцерковленных граждан страны.

На этом этапе Церковь становится постоянным субъектом и объектом информационного поля, оформляется ее в целом позитивный информационный образ. При этом в Красноярском крае она в большей мере является предметом «нейтральных» новостных публикаций, в меньшей мере — предметом аналитических и публицистических журналистских материалов.

Этот этап характеризуется резко возросшим объемом и качеством присутствия Красноярской епархии в электронных СМИ (краевые телепрограммы «Русские вечера», «Дорога к храму», радиопрограмма «Истоки духа», а также начавшие создаваться местные теле- и радиопрограммы). Жизнь епархии постоянно освещается в новостных выпусках светских электронных СМИ. Рост присутствия епархии в электронном информационном поле сопровождается уменьшением значимости для общественности ее присутствия в печатных светских СМИ. Показательно, что постепенно прекращается выпуск и главного церковного печатного СМИ — официального органа епархии, газеты «Красноярский благовестник» (с середины 1998 до середины 2001 гг. не вышло ни одного номера).

В это же время Церковь в крае становится постоянным и довольно значимым участником культурных акций, научных конференций и т.п., что расширяет диапазон ее представления в прессе.

Следующий выделяемый нами этап, 2000—2008 гг., относится ко времени относительной стабилизации политического и экономического состояния страны, наступившей после выборов нового Президента РФ. В Красноярском крае этот этап также был временем стабилизации, на-
чавшейся в период губернаторского управления А.Г. Хлопонина, после окончания деструктивного в целом периода губернаторства А.И. Лебедя (май 1998 — апрель 2002 гг.).

В жизни Красноярской епархии это также был этап стабилизации церковной и церковно-общественной жизни, приобретающей, однако, с течением лет отдельные признаки стагнации.

Медийная часть и. п. края представляет устоявшуюся было на какое-то время систему печатных и электронных СМИ, но затем, с середины 2000-х гг., все большее значение в ней приобретают интернет-ресурсы, частично вытесняющие традиционные медиа. Развитию связанного с церковной тематикой интернет-сектора и.п. способствует развитие интернет-технологий и резкое расширение интернет-аудитории. С этим процессом коррелирует и постепенное падение тиража и закрытие пе-
чатных, а затем и электронных СМИ; в начале 2000-х гг. из краевого телевизионного и радиоэфира исчезают на продолжительное время передачи, носящие православную направленность.

Важным фактором информационной политики епархии на этом этапе становится перевод на профессиональную основу епархиальных СМИ, начатый созданием профессиональной редакции новой официальной епархиальной газеты «Православное слово Сибири» (выходит с августа-сентября 2001 г. по н.в.). Затем на базе редакции была создана пресс-служба епархии, разработавшая и поддерживавшая первый официальный веб-сайт епархии.

Верхняя хронологическая граница этого этапа связана с начавшейся после кончины Патриарха Алексия II (5 декабря 2008 г.) подготовкой Церкви к избранию нового Предстоятеля РПЦ, фактически означающему и выбор нового направления дальнейшего развития Церкви.

Изменения, произошедшие в жизни Красноярской епархии и в ее информационной деятельности на последующем этапе, 2009—2011 гг., были обусловлены решениями Поместного Собора РПЦ (январь 2009 г.), избравшего Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Начавшиеся перемены в церковной и, в особенности, в церковно-общественной жизни страны, возрастание значения РПЦ как важнейшего для общества
духовно-нравственного института сказались и на жизни большинства епархий, в том числе — Красноярской епархии.

В силу ряда факторов наиболее серьезные перемены происходят на этом этапе в информационной сфере Красноярской епархии (что свидетельствует также и о происходящем развитии традиционных черт информационного общества в регионе). Так, впервые создается епархиальный информационно-аналитический и издательский отдел, организуется действенная сеть пресс-служб благочиний и приходов, которые модерируют собственные, созданные ими веб-сайты, резко расширяется новостной контент официального сайта и увеличивается его посещаемость, активизируется издательская деятельность. Обновляются формы и содержание церковно-общественных культурологических акций (фестивалей, конкурсов, научных конференций), состав их участников — симптоматично, что ведущая роль в радикальном изменении контента и формы таких акций («Рождественские образовательные чтения», «Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности», фестиваль духовной культуры «Покровские встречи» и др.) принадлежала именно информационно-аналитической службе епархии. Возобновляется регу-
лярное присутствие епархии и ее управляющего на телевидении (в рамках нового цикла «Дорога к храму», выходившего раз в две недели на краевом канале «Енисей-регион»).

В то же время деятельность архиерея и жизнь епархии становится предметом дискуссионного и зачастую провокативного обсуждения в блогосфере, что отчасти явилось отражением и следствием обострившихся внутренних конфликтных диалогов по вопросам развития церковной жизни в среде духовенства и в околоцерковной среде региона. По существу, впервые информационное поле начинает впрямую влиять на жизнь епархии и отчасти катализировать некоторые последующие изменения в церковной и церковно-общественной жизни края. Эти тенденции закономерно совпадают по времени с усилившейся и ставшей необратимой общероссийской тенденцией к постепенному вытеснению печатных, электронных и, шире, профессиональных светских СМИ «новыми медиа» — массивом новостного и рекламно-коммерческого контента интернета, социальными сетями и, в особенности, блогосферой. Для СМИ региона — это время закрытия целого ряда печатных и электронных СМИ и постепенного падения их роли в развитии и. п. края.

Начало последнего выделяемого нами этапа (октябрь 2011 г. — по н.в.) связано с серьёзными преобразованиями в устройстве церковной жизни на территории Красноярского края, осуществленными Священным Синодом. Создание в октябре 2011 г. Красноярской митропо-
лии, учреждение на территории единого края трех самостоятельных епархий — Красноярско-Ачинской, Енисейско-Норильской и Канско-Богучанской, назначение Главой митрополии и Управляющим Красноярской епархией Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона (Кутового), — всё это в большой мере изменило место и роль РПЦ в региональном и. п. Красноярского края.

В первую очередь следует указать на резкое увеличение доли информационного присутствия Красноярской митрополии и ее Главы в средствах массовой информации региона и в интернет-пространстве. Этот современный этап характеризуется созданием многочисленных «информационных поводов» для публикаций, обусловленных активным участием Главы митрополии и епархиальных архиереев в общественной жизни края, их открытостью и доступностью для светских и церковных журналистов. Показательно возникновение на этом этапе регулярных программ с участием Главы митрополии («Дорога к храму», «Слово пастыря» и др.,) сразу на нескольких краевых телевизионных и радиоканалах.

Активизация социальной и духовно-просветительской деятельности Красноярской митрополии, освоение ею новых форм и методов работы с аудиторией позитивно сказались на качестве и количестве публикаций церковной тематики практически во всех секторах и. п. региона.
Неотъемлемость проводимых акций от одновременно простраиваемого информационного их сопровождения, прямая зависимость их результативности от меры и качества присутствия в и. п. наглядно проявилась, например, в ходе проведения известной акции Красноярской митрополии по созданию музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

На всех вычленяемых нами этапах новейшего периода церковной жизни региона определенное, постепенно возрастающее место в информационном пространстве Красноярского края занимало издание печатных, аудио- и видеоматериалов. Значимо было информационное подпространство, создаваемое подготовкой и оборотом письменных и устных документальных материалов, связанных с церковной и церковно-общественной жизнью региона. Как уже указывалось выше, массивы этих документальных материалов со временем были сосредоточены в архивохранилищах, в музейных и библиотечных учреждениях (как правило — церковных и церковно-общественных), приобретя
новый статус — документальных источников по истории церковной жизни региона.

3. Источниковая база исследования, посвященного месту Церкви
в информационном пространстве региона на стыке XX—XXI вв.

Источниковая база исследования может быть разделена на несколько разделов — в соответствии с предложенными нами выше определением объемов и границ значимого для исследования информационного пространства, особенностями отдельных этапов исследуемого периода и
связанной с этими особенностями проблематикой исследования.

В соответствии с заявленной темой в первую очередь следует назвать совокупность публикаций церковной, религиозно-конфессиональной и духовно-нравственной тематики в печатных и электронных светских и церковных, краевых и местных СМИ региона 1987—2012 гг.

Список таких публикаций в печатных СМИ нашел только частичное отражение в каталогах и указателях библиотечных учреждений края. Информационно-аналитическим и издательским отделом Красноярской епархии в настоящее время готовится к выходу издание, в котором
будет представлен достаточно полный список этих публикаций обозначенного периода, а также максимально возможный объем самих текстов публикаций. Интерес для исследователей и читателей представят также результаты осуществленного нами расширенного контент-анализа этих публикаций за 1987—2012 гг.

Материалы электронных СМИ Красноярского края, в силу их специфики (зачастую, особенно в «доцифровую эпоху» — выход соответствующих программ не в записи, а в прямой эфир; отсутствие сохранившихся видео- и аудиокопий материалов; трудность работы с имеющимися копиями, рассредоточенными на не всегда оцифрованных носителях по хранилищам отдельных телекомпаний) не могут быть исследованы в полном объеме. Пожалуй, наиболее полное, частично уже изученное и систематизированное нами собрание таких материалов находится сейчас в фондах Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», в архивных хранилищах Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской
епархии и Красноярского регионального общественного фонда попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка». В названных фондах также достаточно полно представлены упоминавшиеся выше публикации церковных и светских печатных СМИ (на бумажных
носителях, а также в виде электронных документов).

В хранилищах этих же учреждений сосредоточены объемный фонд печатных изданий и материалов массовых мероприятий (афиши, буклеты, сборник и т.п.) 1987—2012 гг., фототека и материалы этих мероприятий на электронных носителях.

Важнейшим источником исследований по заявленной нами тематике являются массивы светских документов, связанных с церковной жизнью на Енисее новейшего периода. Материалы светских структур (властных органов, учреждений и т.д.), переписка этих структур с Красноярской митрополией хранятся в архивах указанных структур; частично, в меньшей мере они представлены в фондах архивных учреждений и музеев Красноярского края.

Что же касается документации, подготавливавшейся церковными учреждениями, то она аккумулирована в архивах приходов, благочиннических округов и, большей частью, в архиве Красноярского епархиального управления (ныне — также и в архивах Канского и Енисейскогo епархиальных управлений). Определенный объем документов на различных носителях находится в личных архивах церковнослужителей, церковных и церковно-общественных деятелей региона. Наибольший интерес в связи с темой нашей работы представляют, на наш взгляд, следующие документы: указы и распоряжения по Красноярской епархии; переписка управляющего епархии с представителями властных и общественных структур; тексты обращений, посланий и выступлений представителей епархии в связи с праздничными и памятными датами; материалы церковно-общественных фестивалей, конференций, форумов, годовые и ежеквартальные отчеты приходов, благочиний и епар-
хии в целом, а также дела отдельных приходов и личные дела священнослужителей.

Работа с документами из этих фондов, которая в течение ряда лет была осуществлена автором и его коллегами, позволила ввести ряд источников в научный оборот в вышедших в свет и в готовящихся к изданию монографиях и сборниках; большая часть документальных материалов, в свое время переданных автору (в оригинале либо в копиях), или находившихся в личных архивах, представлена ныне в фондах упоминавшихся выше «Касьяновского дома», регионального фонда «Ладанка» mи в архивном собрании Епархиального информационно-аналитического и издательского отдела.

Дальнейшее изучение всего объема указанных источников позволит углубить и расширить представленные выше наблюдения над изменением роли Церкви как субъекта и объекта также динамично меняющегося информационного пространства региона.

Примечания

Источники

1 Архив Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии Русской Православной Церкви (Далее — ИАИО КЕРПЦ). Фонд Е. КЕЕ в СМИ Красноярского края; Фонд Ж. Религия и СМИ. Дд. 1 — 72. Документы и материалы.
2 Архив Красноярского Епархиального управления (Далее — АКЕУ).
[Фонд Управляющего Красноярской епархией]. [Б/н.]. Переписка Управляющего Красноярской епархией: 1990 — 2011. В 3-х тт.; [Б/н.]. [Годовые отчеты Красноярской епархии РПЦ: 1990 — …]; [Фонд отделов Красноярского епархиального управления]. [Б/н.]. [Телепрограмма «Русские вечера»]. [Б/н.]. [Редакция газеты «Красноярский благовестник»]. [Б/н.]. [Редакция газеты «Православное слово Сибири»]. [Б/н.]. [Информационно-аналитический и издательский отдел КЕРПЦ].
3 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-2384. (Фонд уполномоченного по делам РПЦ по Красноярскому краю). Дд. 39, 63.
4 Документальный фонд Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Фонд Е_Видео. РВ 1 — РВ 375. «Русские вечера»: 1993 -2000, 2001 — … . / ТПО «Русские вечера» КГТРК «Центр России»; ИАИО КЕРПЦ. — [Электрон. ресурс]; [Б/н.] Электронные СМИ Красноярского края: Документы и материалы; Фонд Е_Видео. Видеоматериалы: 1987 — … [Электрон. ресурс] / Телевизионные компании Красноярского края.; Фонд Е_Аудио. Аудиоматериалы: 1990 — … . — [Электрон. ресурс].
5 Православное слово Сибири: офиц. изд-ие Красноярской митрополии Русской Православной Церкви. — Красноярск. 2001 — … . № 1 — … .
6 Официальный сайт Красноярской епархии Русской Православной Церкви. [Электрон. ресурс]. Путь доступа: www.kerpc.ru .
7 [Религия и СМИ: интернет-портал]. [Электрон. ресурс]. Путь доступа: http://www.religare.ru/ .

Литература

1 Вартанова Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et contra: журнал российской внутренней и внешней политики. Т5, №4: Российское общество и СМИ. / Московский центр Карнеги — Фонд Карнеги за Международный Мир. — М., 2001. — С. 61—81.
2 Вера и слово: мат-лы Первого международного фестиваля православных СМИ, 16 — 18 ноября 2004 г. — М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2005.
3 Вигилянский В., [прот.] Русская Православня Церковь: итоги двадцатилетия религиозной свободы // Двадцать лет религиозной свободы в России / Моск. Центр Карнеги. М.: РОССПЭН, 2009. — С.41—69.
4 Жуковская Е.Е. Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы / Синодальный информационный отдел. — М.: Управление делами Московской Патриархии : Синодальный информационный отдел, 2010.
5 Замотина Н.Н. Университетская православная газета «Татьянин день» как тип издания//Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире — М., ИКАР, 2005.
6 Кашинская Л.В. Религия в СМИ // Проблематика СМИ в контексте глобальных проблем современности. М.: Аспект-пресс, 2008
7 Кашинская Л.В. Тенденции развития религиозной печати России // Современная пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник 2007. М.:
«ВК», 2007.
8 Кашинская Л. В. Христианская печать России: структура, типология // Вестник МГУ, сер. 10. Журналистика — 2003, № 2
9 Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861 — 2011 гг.: Историко-публицистические очерки. — Красноярск: ИД «Восточная Сибирь», 2011. — 480 с.
10 Малашин Г.В. Освещение в СМИ деятельности РПЦ (на материалах Красноярского края) // Власть и общество: проблемы взаимодействия и противостояния : материалы межрегиональной конференции с международным участием / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2007. — С. 325—331.
11 Малашин Г.В. Православное информационное пространство на региональном (епархиальном) уровне: проблемы и пути формирования // Вестник Петровской академии. — СПб.: Петровск. акад. наук и искусств, 2005. №2. — С.45-48.
12 Малашин Г.В. Православное славянство как предмет регионального информационного пространства на рубеже XX-XXI вв. // Сквозь века несущие свет : Материалы краевых музейных научно-образовательных чтений 2006-2008 гг. — Красноярск: Культурно-исторический музейный комплекс, 2008. –С.200—213.
13 Малашин Г.В. Религиозные СМИ в контексте регионального информационного пространства // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сб. мат-лов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011. — С. 354—355.
14 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд. 2-е, испр., доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.
15 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Московский Патриархат: Священный Синод РПЦ. ОВЦС. — М., 2001.
16 Православный интернет: справочник-путеводитель. Изд. 2-е, испр. и доп. / Автор-составитель Ксения Лученко. — М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви : «Арефа», 2007.
17 Пятый юбилейный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово», 29—31 октября 2012 г: [материалы] // [Сайт Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви]. [Электрон. ресурс]. Путь доступа: http://sinfo-mp.ru/orthomedia/ .
18 Рафиков Р.Г. Религиозные вопросы в информационном пространстве // Рафиков Р.Г. Вопросы межэтнических, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае за 2004—2008 гг.: Инф. Бюллетень №5. / Управление общественных связей Губернатора Красноярского края. — Красноярск: ИПК «Платина», 2009. — С. 125—132.
19 Религия в информационном поле российских СМИ: Сводный отчет по исследованию на факультете журналистики МГУ, сентябрь–ноябрь 2001 г. / МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики. — М., Медиасоюз, Гильдия религиозной журналистики 2002.
20 Средства массовой информации и формирование гражданского общества / Под ред. А. И. Верховской. — М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
21 Филатов С. Красноярский край. [Религиозная жизнь региона] // Атлас современной религиозной жизни России. Т.1. / Кестонский институт. — М., СПб. : Летний сад, 2005. — С. 409—442.
22 Чапнин С. Миссия, катехизация и церковные СМИ // Православная миссия сегодня: Сб. статей и публикаций. — М.: Изд-во Московской Патриархии : «Арефа», 2010. — С. 92—111.

Опубликовано в: Православие, Россия: размышление о прошлом, взгляд в будущее. Сборник материалов научной конференции с международным участием. Красноярск, 12—14 октября 2011 г. / [Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Красноярский региональный общественный фонд попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка» и др.] — Краcноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012.  (Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *