Полет в изобразительном искусстве

Многие, очень многие талантливые люди не получили должного признания при жизни. Увы, такова горькая правда. В случае с Иваном Семеновичем Старушкиным (1935–1988) это обидно вдвойне: речь идет о твоем земляке, и притом не просто земляке, а человеке, чье творчество заново открыли твои же коллеги — сотрудники музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Открытие персональной выставки работ мастера в филиале «Касьяновского дома» на проспекте Мира состоялось 5 ноября.

Вместо детства — война

Экскурсию для первых посетителей экспозиции провел главный хранитель нашего музейного центра Геннадий Малашин. Рассказывая о творчестве Ивана Старушкина, Геннадий Викторович прежде всего подчеркнул, что центральной темой графических работ мастера (представленных в циклах «Письма без ответа» и «Из тылового детства») является Великая Отечественная война. Точнее — до конца так и не раскрытая в отечественном искусстве тема «военного детства»; взросления тех, кто, как и автор, родился за считанные годы до начала самого масштабного военного конфликта в истории человечества.

Вместо игрушек Ване Старушкину и его ровесникам достался тяжелый физический труд; ведь почти все взрослые мужчины ушли на фронт, и выполнять их работу было некому. Вместо беззаботной радости, невинных шалостей и увлекательных игр на их долю выпали голод, лишения и тревожное ожидание весточек с фронта от родных.

«Дети войны» взрослели с каждой новой битвой. То, что для современного ребенка покажется ничего не стоящим пустяком, их сверстники из тех тяжелых 1940-х восприняли бы как клад с драгоценностями. Сокровищем для Вани Старушкина стали огрызки цветных карандашей: рисовать он начал еще в детстве; это, позднее, станет его профессией (Иван Семенович будет работать художником-оформителем), через живопись же уже в последние годы жизни он запечатлеет увиденное в детские годы…

Картины на фоне похоронок

Одна из самых сильных «военных» картин Ивана Старушкина — «Это я, сынок» — рассказывает о встрече ребенком своего отца, вернувшегося с фронта. С изображения на нас смотрит усталое, в морщинах и шрамах, лицо многое пережившего человека. Усталое, но освещенное радостью в глазах. Семья Старушкиных этого счастья, увы, так и не узнала: отец художника погиб в Сталинградской битве.

Быть может, именно воспоминания о том, как овдовевшей матери сообщили о том, что ее мужа больше нет в живых, и стали основой для другой запоминающейся работы — «Как получали похоронки»? Едва ли такую исчерпывающую в своем минимализме картину можно было написать, не прочувствовав самому ту же отчаянную боль. Мы не видим даже лица несчастной женщины, — а земля просто уходит из под ее ног. А в левом верхнем углу — фотокарточка счастливой супружеской пары вперемешку с несколькими «солдатскими треугольниками», письмами любимого человека с фронта.

В этой весьма лаконичной, нарочито «простой» манере выполнено большинство работ мастера, и в них нет ничего лишнего, — обращают внимание посетителей «Трех секунд полета» в документальном фильме, специально подготовленном командой «Касьяновского дома». Картины будто «по-военному» неярки, пунктирны, скупы на кричащие цвета. Фоном для многих картин И.С. Старушкина служат листы писем или газетные вырезки. Этим создается ощущение, что пожелтевший от времени лист — подлинный, что на нем действительно запечатлены фрагменты чьей-то судьбы, и от того и изображение поверх него кажется еще живее и пронзительнее.

Три секунды полета

Трогательным моментом открытия выставки стало присутствие сына самого Ивана Семеновича — Андрея. Он уже после церемонии дополнит рассказ Геннадия Викторовича, рассказав отдельно про наиболее примечательные работы своего отца. Безусловно, Андрей Иванович знает про них всё, как никто другой: именно он десятилетиями берег оставшиеся после Ивана Семеновича картины, предложив затем «Касьяновскому дому» организовать их первую публичную выставку.

Впрочем, творчество Ивана Старушкина — это не только воспоминания о тяжелом «военном детстве». Самобытность его личности и таланта раскрывают другие тематические циклы работ.

Например, взять хотя бы цикл «Музыка», где представлены портреты разных композиторов и музыкантов — от Моцарта до Булата Окуджавы. Иван Семенович был большим ценителем этого искусства: еще когда ему едва исполнилось шесть лет, самодельный патефон для сына собрал его отец, как раз перед тем как уйти на фронт. Или серия «Старики» — немой боли и отчаяния в этих работах едва ли не больше, чем в военных циклах. Глядя на мужчину, плачущего у кладбища («Потерял могилу матери») или одинокую старуху («И внуку не нужна»), невольно задумываешься о скоротечности жизни, о важности добрых дел.

Да, жизнь скоротечна. Но каждому в ней даются свои «три секунды полета», — уверен, именно это в одноименной работе и хотел сказать автор. Момент, когда мы можем увидеть, осознать что-то очень важное, что-то, что станет светом маяка для всей нашей жизни. Важно лишь успеть, не побояться взлететь, и полет этот сохранится в вечности. У Ивана Старушкина это, безусловно, получилось.

Мнения

Член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, исполнительный директор Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири (КРОО ДНВС) «Ладанка» Андрей Бардаков:

— О таких людях, как Иван Старушкин, их творчестве должны знать не только в Красноярске, но и во всей нашей стране. За нашей житейской суетой, за нашими повседневными делами мы порой забываем о том, что самое в жизни главное — по-настоящему человеческие отношения между людьми. Эти работы не только хранят память о нашем историческом прошлом, но и заставляют нас снова подумать о том, как сберечь в себе человека.

Председатель Красноярской краевой организации «Блокадник» Валентина Антонова:

— От лица нашего общества хочу сказать «Касьяновскому дому» спасибо за эту выставку. Смотреть эти картины не всегда просто: они будто воскрешают наше прошлое, воссоздают то, что мы пережили. Это то, о чем в нашей стране никогда не должны забывать. Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту выставку посетило как можно больше молодежи, школьников.

Главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин:

— Наверное, это и есть те самые «три секунды полета»: когда удается вместе с коллегами организовать такую выставку, когда на ней собирается неравнодушная публика, когда перед пережившими военные годы уже пожилыми людьми выходит наш сотрудник Руслан Попов и читает фронтовое стихотворение Симонова — и читает блестяще. Такие события служат связи времен.

***

Выставка «„Три секунды полета“. Художник Иван Старушкин — детям войны», по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, будет работать до 4 декабря в рамках XXIV Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи». На экспозиции представлены не только работы автора, но и фотографии, артефакты военных лет. Важная часть экскурсий по выставке — это показ документального фильма о художнике, подготовленного командой «Касьяновского дома». Ключевые работы экспозиции представлены в специальном буклете, выпущенном издательским домом «Восточная Сибирь».

Вход по записи. Справки по телефону: +7(904)897-44-06.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *