Храмы, которые нужно спасти

JGSYqOWLA3U

Последние лет пять-десять новости типа «В поселке N построят новый храм», «Старинный собор восстановят в городе B» или «Церковь в селе Z освятят этой осенью» стали привычными на новостных порталах едва ли не всех регионов России.

Скромные храмы и величественные соборы строят везде, от южных границ нашей страны и до самого Тихоокеанского побережья. Восстанавливают, реставрируют и возводят на пустом месте как в деревнях и в селах, так и в районных центрах с областными и краевыми столицами. Оттого у стороннего человека может сложиться ощущение, что храмов стало слишком много («Лучше бы дороги/ школы/ больницы строили»).

Однако, как показывает жизнь, место для соборной молитвы нужно людям не меньше, чем инфраструктурные объекты. И до сих пор не восстановлены очень многие храмы из числа тех, где когда-то со своими просьбами к Всевышнему и святым обращались многие поколения наших предков. А то, что даже обращенные в руины церкви не стоят немым укором местным жителям, но собирают в своих некогда изуродованных стенах многие десятки верующих, лишний раз свидетельствует: «слишком много» храмов не стало…

  1. Храм Параскевы Пятницы в деревне Барабаново

Вряд ли полтора века назад строители этой церкви в небольшом поселении на территории нынешнего Емельяновского района думали, что создают будущий памятник архитектурного наследия. Однако деревянный храм, возведенный по типичной для того времени «корабельной» модели, к началу XXI века окажется старейшим из сохранившихся в масштабах всего Красноярского края.

Как и большинство сельских церквей в Сибири, храм Параскевы Пятницы в Барабаново закрыли в 1930-х годах. Место молитвы стало использоваться как хозяйственное помещение, а затем его попросту бросили на произвол судьбы.

Фактически же, работы по сохранению старинного храма в Барабаново — памятника архитектуры федерального значения — начались менее пяти лет назад. Тогда же здесь возродилась и богослужебная жизнь — Божественную литургию совершили здесь в августе 2015 года.

Последним же событием из жизни сельского храма стала установка новой звонницы на колокольню.

  1. Никольский храм в поселке Кемчуг

В отличие от затерянного в сибирских лесах Барабаново поселок Кемчуг (Козульский район) стоит прямо рядом с федеральной трассой. И стоящая здесь полуразрушенная церковь отлично видна едва ли не каждому, кто проезжает мимо, в Красноярск или, наоборот, едет из него на запад.

В дореволюционное время храм святителя Николая Чудотворца был гордостью не только кемчужан, но и жителей всех окрестных мест: красивую белокаменную церковь в 1836–1839 годах строили по проекту самого Петра Шарова, одного из первых архитекторов с академическим образованием, трудившихся на берегах Енисея. Спустя же сто лет после своего освящения Никольский храм, в связи с известными горестными событиями в нашей стране, был закрыт.

Долгое время его здание использовали как зернохранилище, но, по мере упадка в Кемчуге хозяйственной жизни, бывшая церковь пришла в запустение. Вновь слова молитвы ее стены услышали только в мае 2016 года; с тех пор богослужение здесь совершается уже регулярно.

Главной же проблемой планируемых реставрационных работ является заболоченность здешней почвы: без мелиорации земельного участка Никольская церковь неизбежно уйдет под грунт.

  1. Свято-Троицкий храм в селе Сухобузимское

Почти столь же долго стоял в запустении и другой старинный храм в поселении, расположенном неподалеку от краевой столицы (75 километров на север) — во имя Святой Живоначальной Троицы в Сухобузимском.

Эта церковь примечательна не только возрастом (основной придел был освящен в 1801 году, а второй, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, — в 1816) и архитектурным обликом, но и тем, что ребенком здесь неоднократно бывал будущий великий живописец Василий Суриков — в Сухобузимском жило немало его родственников. Более того, на ныне утраченном погосте у стен Свято-Троицкого храма нашел последний покой родной отец художника ИванВасильевич.

Но всё это было в XIXвеке, а век XX принес этой церкви, как и многим другим ее «сестрам» по всей необъятной России, одни сплошные испытания: в 1935 году богоборческие власти изымают ее у верующих, а затем пытаются обустроить здесь школу и сельский клуб. Но похоже, что само здание не хотело принимать ничего, кроме служения Богу: в 1970-х годах стены закрытой Свято-Троицкой церкви объял разрушительный пожар, после чего почти полвека ее руины стоялине нужными никому.

И лишь только в 2017 году неравнодушные местные жители и гости из Красноярска, наконец, очистили брошенный храм и прилегающую территорию от накопившегося мусора. 26 августа здесь совершили первую за почти 80 лет Божественную литургию.

  1. Богоявленский храм в селе Подсосное

Церковь в честь Святого Богоявления (иными словами — Крещения Господня) является единственной из дюжины стоявших до революции в современных городе Назарово и Назаровском районе, которая смогла уцелеть до наших дней.

За это нужно благодарить профинансировавших в начале XIXвека ее строительство купцов (считается, что освятили храм в 1812 году). Подсосное тогда служило важным перевалочным пунктом речной торговли, оттого и с материальными средствами здесь проблем не было: трехпридельная Богоявленская церковь наверняка украсила бы собой и центральную площадь любого губернского города того времени.

Возможно, именно нехарактерные для типичного сельского храма размеры и помогли выжить храмовому зданию после изъятия у верующих в 1932 году. Какое-то время здесь были гараж и ремонтная мастерская для аграрной техники, ну а потом памятник архитектуры бросили на произвол судьбы.

С 2013 года священнослужители из Назарово регулярно совершают в обветшавших стенах храма богослужения, а с 2017 года в селе действует молитвенная комната. Но возвращение былого великолепия историческому Богоявленскому храму вряд ли станет доступной для решения в обозримом будущем задачей.

  1. Петропавловский храм в селе Бараит

Судьба этого поселения в Новоселовском районе во многом похожа на участь Подсосного. Бараит тоже два столетия назад считался крупным и зажиточным селом, потому и церковь здесь была «соответствующей по рангу»: двухпридельной, с высокой колокольней.

Именно она, по сути, только и уцелела полностью от всего храмового здания. По всей видимости, здесь «фантазия» богоборцев, заполучивших здание в 30-х годах прошлого века, была особенно неуемной.Судя по тому, что до сегодняшнего дня дошли лишь некоторые части Петропавловской церкви (например, полностью утрачен боковой придел), здание разбирали или пытались перестроить много раз.

Тем не менее, руины бараитского храма уже на протяжении многих лет поддерживаются в идеальном состоянии, — свою лепту в благое дело внесли даже школьники из далекой Москвы. Все эти годы в стенах Петропавловской церкви регулярно ведется богослужение.

***

Все желающие внести свой вклад в возрождение этих храмов могут обращаться лично к древлехранителю Красноярской епархии иерею Алексию Язеву по телефону: +7 (913) 532-69-11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *