Распад одной семьи

1

Лето для российского кинопроизводства выдалось не самым удачным. Из всех российских картин прибыльной оказалась только «Бабушка легкого поведения», которая едва ли в положительном ключе заслуживает внимания читателя. Удивительно, что столь неудачный летний сезон открывала «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.

«Нелюбовь» рассказывает об обычной семье не самого малого достатка. Их трое: отец (Борис), мать (Женя) и сын (Алёша). Борис «нормальный мужик», владеет автомобилем, ходит на работу в костюме, немного хмур, сирота. Жену разлюбил, теперь вроде как любит беременную любовницу. Бывает такое. Да и Женю это не очень-то и заботит, она трудится в салоне красоты, там же клиентка. Молодая, привлекательная женщина, перспективный любовник и страсть к социальным сетям, кокетливо называет себя «тварью». В разгаре развод и Женя с Борисом продают некогда уютное семейное гнездо.

От раздельного счастья их отделяет не только общая квартира. Воображение обрисовывает новую счастливую жизнь без сына Алёши, и вот Женя уже предлагает супругу отдать мальчика в интернат. Борис с одной стороны не против, но этого не поймет его строгий богобоязненный начальник. Но они не знают одного, что уже известно зрителю: Алёша подслушивает. На беззвучном лице мальчика отражается невыносимая боль и если на этом эпизоде ничего внутри не сжалось – то едва ли у вас с этим фильмом что-то выйдет. На следующее утро Алёша уходит из дома, чтобы не вернуться.

2

Пропажу родители заметят, конечно же, не сразу. Они никогда не узнают почему он ушел. Алёша уходит, и когда его можно было вернуть, остановить, все были заняты абсолютно другим. Место, которое «освобождает» мальчик в фильме позволяет зрителю отойти от роли пассивного наблюдателя. Как бы вы поступили на месте мальчика? Куда бы пошли? Может быть, никуда бы не уходили и смирились со своей участью? Получилось ли бы у вас забыть о таком?

Многие хотят любви толком не понимая её природу. Да и откуда взяться этому пониманию у Жени, мать которой представляется злой старухой? Замкнутый круг нелюбви начинается именно здесь, Женя — это отражение своей матери, они не способны на любовь к своему ребёнку. Диагноз ли это? Или бывает иначе в российском кино? Конечно. Взглянуть хотя бы на фильм Кирилла Серебренникова «Юрьев день», о котором мы уже писали ранее.

3

Монстры ли Борис и Женя? Разве мы с вами не ссоримся? Разве не можем наговорить глупостей в эмоциональном порыве? Мы не знаем, насколько предложение «сдать» Алёшу в интернат было серьезным. Родителям вроде бы не так уж и наплевать: после пропажи они активно участвуют в поисках. Взять хотя бы сцену в морге (которая всё же не проясняет где Алёша) — Борис и Женя явно в отчаянии. Они обычны. Просто нелюбовь, и уместное чувство к этим персонажам – жалость.

Квартира продана, со стены Алёшиной комнаты больше не красуется плакат мультфильма «Суперсемейка». Счастливы ли персонажи в своих новых жизнях? Вот Борис хмуро ставит своего второго ребенка в манеж, бесстрастно пялясь в телевизор. И Женя как-то безнадежно бежит по беговой дорожке. А был ли мальчик? – вертится где-то в уме. Определенно был.

Инна Шестакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *