Собор, который мы обретаем вновь

3

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершает молебен на месте возрождения кафедрального собора. 21 сентября 2016 года.

В Красноярске начинает сходить на «нет»  бурная общественная полемика по поводу восстановления в городе Богородице-Рождественского кафедрального собора. В конечном счете, даже закоренелых скептиков удалось убедить: нынешний кафедральный собор не в состоянии уместить в верующих красноярцев в праздничные дни, а возрожденная за счет частных средств церковь займет лишь незначительную часть набережной в районе Стрелки.

Ну и, прежде всего, речь идет не о строительстве «новодела», а именно о возрождении старинного храма, почти век являвшегося настоящей архитектурной жемчужиной всей Сибири. Потому важно вспомнить о славном прошлом Богородице-Рождественского собора, чтобы лишний раз убедиться в том, что эта церковь нужна нашему городу.

Конечно, для музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» восстановление собора имеет особенное значение — ведь именно в этом храме, на протяжении почти четырех десятилетий, нес служение человек, чье имя носит наш проект — кафедральный протоиерей Василий Касьянов.

  1. Храм, который опередил время

Это утверждение может показаться броским, но в действительности оно абсолютно соответствует историческим обстоятельствам: инициаторы начала строительства Богородице-Рождественского храма в 1843 году вряд ли могли предположить, что уже через 18 лет Красноярск «окажется» престольным градом новообразованной Енисейской епархии, которому «по статусу» будет необходим красивый и вместительный кафедральный собор.

2

Богородице-Рождественский собор. Литография XIX века.

Изначально же возведение храма было приурочено к рождению у императора Николая I внука, великого князя Николая Александровича. Красноярск в ту пору утверждался не только как столица молодой Енисейской губернии, но и как важный центр золотодобывающей промышленности. Ну а что могло лучше засвидетельствовать крепость в вере и верноподданнические чувства преуспевающих красноярских купцов и промышленников, чем строительство храма?

Именно так, в соответствии с русской традицией благочестия, и решили 22 октября 1843 года наиболее состоятельные предприниматели города во главе с Исидором Григорьевичем Щеголевым в октябре 1843 года. Конечно, вряд ли они могли предположить, что тем самым помогут Красноярску обрести себя в еще одном статусе — духовного центра необъятной Приенисейской Сибири.

  1. Храм — архитектурный шедевр

А каким еще мог быть бы храм, созданный по чертежам самого Константина Андреевича Тона — автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве?

Великий зодчий спроектировал собор для далекого Красноярска в 1843–1844 годах. Богородице-Рождествеский храм стал одним из ярких образцов так называемого «русско-византийского стиля»: его здание имело продольно-осевую трехчастную структуру, состоявшую из прямоугольной собственно церкви с полукруглой алтарной апсидой и притвором.

К основному зданию с западной стороны примыкала колокольня, а с южной и северной, соответственно, Никольский и Крестовоздвиженский приделы. Третий придел, во имя мучеников Исидора и Татианы был устроен в храмовой крипте с юго-западной стороны. Главный объем собора завершался пятью покрытыми металлом шатрами на вертикально вытянутых восьмигранных барабанах.

  1. Храм, который строили дважды

Ошибки, допущенные строителями церкви, привели к тому, что осенью 1849 года верхние своды почти уже достроенного здания обвалились, стены треснули; по счастливому стечению обстоятельств, произошло это в нерабочее время, и никто из людей не пострадал.

Пятилетний труд, казалось, обернулся прахом, но тут упоминавшийся выше Исидор Щеголев принимает смелое решение: полностью на собственный капитал построить собор заново, также возле городской Новобазарной площади, и по тому же проекту К.А. Тона. Повторное строительство обошлось промышленнику более в чем 550 тысяч рублей (почти 60 млн по современному курсу), а ждать его окончания пришлось еще 12 лет, однако на этот раз  Богородице-Рождественский храм был успешно возведен — казалось бы, на века.

005

Исидор и Татьяна Щеголевы

Особой гордостью сибиряков стало то, что участниками благоукрашения собора стала и императорская семья: Цесаревич Николай Александрович пожаловал в главный придел храма икону Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позлащенной ризе и киоте палисандрового дерева, а императрица — полную ризницу.

Ну а смелый меценат был отмечен на самом высоком уровне — Исидор Григорьевич стал кавалером Ордена Анны II степени с императорской короной.

  1. Самый большой храм в Сибири

Пятиглавый храм, освященный 21 сентября 1861 года — в двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы — епископом Томским и Енисейским Порфирием,  стал самым крупным на всей необъятной азиатской части Российской империи.

Длина собора составляла 55,3 м, ширина — 23,4 м, внутренняя высота — 40,4 м. Неудивительно, что Богородице-Рождественский собор служил не просто архитектурной доминантой, но и сердцевиной всей жизни красноярского общества. Достаточно сказать, что при утраченном храме действовали церковно-приходская школа и большая, по меркам того времени, библиотека, в фондах которой была представлена как церковная, так и светская литература.

i1

Богородице-Рождественский собор. 1928 год.

В разные годы гостями собора становились члены царской семьи, генерал-губернаторы Восточной Сибири, иерархи Русской Церкви, иностранные гости — и у всех его посещение вызывало необычайный восторг. На рубеже XIX и XX веков, Богородице-Рождественский храм во всей его красоте увидели цесаревич Николай Александрович, будущий последний русский император и знаменитый норвежский путешественник, ученый и дипломат Фритьоф Нансен.

  1. Храм, который не сдался богоборцам

Революционные события открыли череду печальных страниц в истории Богородице-Рождественского кафедрального собора.

Главный храм епархии предсказуемо стал одной из первых мишеней красноярских большевиков: 28 апреля 1922 года, под предлогом сбора средств в помощь голодающим Поволжья, новые власти изъяли из собора большую часть богослужебной утвари и облачений.

После сравнительно «снисходительных» 20-х годов, когда власти пытались побороть Церковь путем поддержки раскольников-обновленцев и атеистической пропаганды, начинается трагическая эпоха воинствующего атеизма: храмы стали закрывать, осквернять и уничтожать.

И Богородице-Рождественский собор вновь выступил первой мишенью. Если какие-то другие храмы могли «спастись», став складами, рабочими клубами или домами культуры, то самый главный храм, по логике воинствующих атеистов, нужно было непременно уничтожить, не считаясь ни с чем.

30 декабря 1935 года Крайисполком коммунистической партии принимает решение о сносе кафедрального собора. Поругание святыни летом 1936 году превратилось в настоящее сражение. Собор держался до последнего: потребовалось три взрыва, чтобы обрушить его стены (последний был произведен 12 июля 1936 года).

i5

Руины кафедрального собора. 1936 год.

А его фундамент богоборцам так и не покорился: на нем и был возведен Дом Советов Красноярского края — современное здание регионального Правительства, которое появится только спустя два десятилетия. Перед окончательным разрушением святыни гонители вынесли из нее иконы и утварь, которые были впоследствии уничтожены.

Безбожники не постеснялись и вскрыть гробницы покоившихся в крипте епископа Евфимия (Счастнева), Управляющего Енисейской епархией в 1898–1912 годы, Исидора Щеголева и его супруги Татьяны. К своему удивлению, коммунисты обнаружили, что тела владыки Евфимия и четы Щеголевых остались нетленными. Но и это не вразумило фанатиков: останки заслуженных людей были выставлены для всеобщего обозрения в Краеведческом музее и затем сожжены…


Богородице-Рождественский кафедральный собор на протяжении почти целого века был архитектурным шедевром всероссийского масштаба, главной рукотворной достопримечательностью и величайшей святыней Приенисейской Сибири. И то, что сегодня мы не можем наблюдать его в центре краевой столицы — следствие не планомерного хода истории, а трагических событий, нелепого и злого эксперимента над исторической памятью и национальным самосознанием.

И теперь, спустя еще 80 лет, история дает Красноярску уникальный шанс восстановить справедливость и обрести утраченную по злой воле святыню. Насколько ужасной ошибкой явилось уничтожение собора, настолько непоправимой стал бы отказ от его восстановления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *