Как выбирают модули ОРКСЭ?

1

С февраля по апрель в Красноярском крае проходят родительские собрания по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). А еще до их начала в ряде СМИ прозвучала избитая фраза, что «детей будут учить религии». Причина этому — низкая информированность и необъективная подача не только со стороны журналистов, но и учителей, и представителей конфессий. Чтобы выяснить, как на самом деле ведут себя три стороны — учителя, родители и священники, мы отправились на родительское собрание.

Школу мы выбирали не наобум. Были изучены списки, отзывы о собраниях прошлых лет, опрошены знакомые родители, дети которых уже изучили курс. Так выявились откровенно «проблемные» школы, в которых собрания вовсе не проводятся, и успешные, где все до малейших деталей ювелирно выверено.

Одна из знакомых мам (она пожелала остаться анонимной) рассказала: когда ее ребенку выбирали модуль, представителей религиозных конфессий на собрания не приглашали. Предварительно рассылали ознакомительную информацию, затем на собрании рассказывали о курсе и предлагали сделать выбор. А занятия по курсу проводил… учитель труда! Мы решили проверить эту информацию и выбрали среднюю общеобразовательную школу № 4 в Центральном районе.

Чтобы максимально объективно оценить ситуацию, не дать возможности подготовиться и пусть даже не нарочно приукрасить действительность, о своем участии в собрании мы не предупредили его участников. По этой же причине мы отказались от фотосъемки. Кстати, у моего коллеги по «ПСС» визит на собрание в одну из школ вообще сорвался — виной тому были административные «проволочки». Мне повезло больше.


i5

Разговор на перемене

В школьной администрации узнали о нашем приходе за несколько минут до собрания. Роль проводить собрание доверили заместителю директора по учебно-воспитательной работе Оксане Грачевой, преподавателю с большим опытом работы, обладателю наград за профессиональные успехи, в том числе, и от первых лиц города и края.

Наш визит ее нисколько не смутил (либо она старалась этого не показывать). С ней нам удалось пообщаться на перемене. Любезно предложив присесть, зам. директора рассказала о выборе модулей курса ОРКСЭ, сообщила, что регулярные родительские собрания проводятся в школе с 2012 года. Раньше родители всегда выбирали «Основы мировых религиозных культур». Ситуация начала меняться в последние два года, когда родители стали делать выбор в пользу православной, исламской, буддийской и иудейской культур.

Иногда это приводило к неоднозначным ситуациям. Так, преподаватель рассказала, что был случай, когда буддийскую культуру выбрали только для одного ребенка. Через некоторое время было решено модуль сменить: всех устраивали и знания, и качество преподавания, но ребенок просто не хотел оставаться учиться один, когда все расходились по домам.

Когда речь зашла о сегодняшнем собрании, учитель показала письмо, которое накануне получили родители третьеклассников. Помимо информации о модулях, оно включило сообщение, касающееся непосредственно выбора. Так, родителей предупредили о том, что они вправе учитывать мнение ребенка, но окончательное решение остается за ними, и что заявление о выборе они должны заполнить лично после собрания и они не имеют права отказаться от курса.


i31

Слово учителю

В этом учебном году здесь всего один 3-й класс, 19 учеников. На собрание пришли родители семерых из них, по одному представителю от 6-ти семей и от одной — в полном составе. Все они оставались в неведении о присутствии журналиста (для них это был просто человек, который сидел в классе рядом со священником).

Оксана Грачева представила родителям учебный план, чтобы они убедились в том, что курс обязателен для всех, и перешла к рассказу о назначении предмета.

— Освоение учебного содержания каждого из модулей должно обеспечить понимание значения духовности, нравственности, знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества, — отметила педагог.

Затем учитель объяснила, почему курс изучается именно в четвертом классе:

— В этом возрасте дети уже достаточно взрослые, имеют некоторый личный опыт и знания, осведомлены о событиях, происходящих в стране и мире. В то же время, они еще дети. Они открыты для всего нового. Они готовы учиться.

Приступив к освещению модулей, преподаватель подчеркнула, что в каждом из них есть понятия, единые для всех — «любовь», «сострадание», «милосердие». «Таким образом, неважно, какую культуру будет изучать ребенок. Все будут говорить об одном и том же», — добавила Оксана Александровна, подчеркнув: «Выбирая модуль, вы должны подумать о традициях, предпочтениях, которых придерживается семья, принципах воспитания».

Рассказ сопровождался компьютерной презентацией, где были четко расписаны названия уроков для каждого из модулей. Родители внимательно прочитали все, некоторые даже сфотографировали на телефон.

Дальше Оксана Грачева рассказала о ведущем курс педагоге. Им оказалась учитель технологии (возникает уже другое впечатление, чем при фразе «учитель труда», не правда ли?) и изобразительного искусства высшей категории. Она ведет курс с самого его появления в школе (5 лет), много раз проходила переподготовку и курсы повышения квалификации. Ежегодно участвует в семинарах по ОРКСЭ и межрегиональной конференции — Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях.


i15

Слово священнику

Традиционно на собраниях в школах присутствует представитель от Красноярской епархии. Правда, сама школа никого конкретно не приглашает, инициативу проявляют священники, чему зачастую рады как учителя, так и родители. Стоит заметить, что представителей других конфессий, кроме Русской Православной Церкви, на собраниях в этой школе не бывало.

В этот раз на беседу с родителями пришел председатель Епархиального отдела православных психологов, психолог-консультант Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска иерей Родион Петриков.

—  В современном мире, полном тревог, у человека должна быть точка опоры, ясность, понимание того, что такое «хорошо» и «плохо», — начал отец Родион. — Если у человека пусто в душе, то рано или поздно это место кто-то займет. И этот кто-то может быть совсем не дружелюбным.

Священник отметил, что некоторые люди думают, что религия — это информация, которая не имеет отношения к жизни, хотя вера дает ответы на самые важные вопросы.

—   Христианству более 2000 лет, и за это время еще никто не был обманут. Каждый человек, который стал христианином, так или иначе, соприкоснулся с Богом, — добавил отец Родион.

Председатель Епархиального отдела православных психологов выделил три главных тезиса касательно модуля «Основы православной культуры»:

  • ОПК — это тот предмет, который может рассказать человеку о религии, и она может стать для него духовной защитой. Ребенок, который знает православную культуру, будет защищен от сект. Это не сказки, а реальный факт.
  • ОПК — это возможность познакомиться с религией, которая может защитить вашего ребенка со всех сторон и познакомить с той страной, в которой мы живем. Мы — христианская страна. Нашу страну создала православная вера.
  • ОПК — это не Закон Божий. Никто ваших детей не будет втягивать в Церковь, учить молиться и т.д. Это лишь один из вариантов знакомства с духовно-нравственной культурой.

i10

Вопросы с места

Первая реакция родителей на слова священника оказалась положительной (по крайней мере, открыто никто не возмущался). Одна из родительниц сказала: «Мы только рады». Но после первых эмоций пошли вопросы. Публикуется в сокращении.

Родитель № 1: А если заинтересовали два модуля, как быть?

Учитель: Если говорить о выборе между ОПК и светской этикой, то об этике вы можете почитать сами в Интернете. А за самостоятельное изучение ОПК я бы не взялась, например. Этим должны заниматься специалисты, которые могут все подробно объяснить.

Родитель № 1: Православие православием. Ребенок должен знать его, но он должен знать и обо всех мировых религиях тоже.

Родитель № 2: В четвертом классе это будет каша в голове.

Учитель: Самое главное — какая бы ни была культура, ценности там все равно одинаковые: мама, семья, Отечество, Родина, добро и зло, справедливость.

Родитель № 1: В этом отношении «Основы мировых религиозных культур»           выигрывают. У нас многонациональные классы. Есть и православные, и мусульмане, и те, кто вообще ни во что не верит.

Учитель: Поэтому мы и ставим задачу выбрать модуль для себя, для своей семьи, для своего ребенка.

В рассуждениях даже возник небольшой спор о духовно безопасном выборе. Столкнулись разные точки зрения родителей, один из которых считал, что, выбирая конкретный модуль, он лишает ребенка возможности выбора и навязывает свою позицию. Другой же настаивал: «Чтобы личность могла сделать правильный выбор, она должна быть духовно зрелой».

Здесь же родители поинтересовались о возможности приглашать на занятия священника и посещать храмы с экскурсиями. Оксана Грачева объяснила, что здесь все зависит от самих родителей, от их инициативы, а храмы всех конфессий всегда рады принять гостей. Отец Родион в свою очередь добавил о том, что такие экскурсии и встречи играют положительную роль и, «по опыту, дети лучше откликаются на священника».

Возник вопрос и об отметках, на что родители получили однозначный ответ: «Курс отметок не подразумевает».

Волновала родителей и возможность смены модуля. Педагог заверила, что если возникнут проблемы, то в сентябре родители смогут изменить решение. И тут диалог приобрел интересный поворот.

Родитель № 3: А я могу выбрать на полгода мусульманскую культуру, и на полгода — православную, чтобы он понимал и то, и другое? Я мусульманин, соответственно, и сын тоже, но я хочу, чтобы и другие культуры он знал.

Учитель: Тогда можете выбрать «Основы мировых религиозных культур». Там все культуры сразу — и православная, и мусульманская, и буддийская, и иудейская.

Родитель № 3: Буддийская, иудейская…хм… Мне надо, чтобы у него было понимание православной культуры.

Учитель: Наверняка вы поддерживаете ислам в семье, у вас особые традиции. Вы этому научите сами. Поэтому выберите ОПК. Чему вы сами не сможете научить, научат другие.


i10

Кто победил?

Результаты собрания стали известны после выходных. При этом на момент написания статьи из 19 человек заявления принесли родители 17 детей. В итоге, родители сделали выбор в пользу трех модулей: «Основы православной культуры» — 7 человек, «Основы светской этики» — 6 человек, «Основы мировых религиозных культур» — 4 человека.

Если говорить только о тех, кто был на собрании, то из них ОПК выбрали 4 человека, ОСЭ — 2 человека и ОМРК — 1 человек. Интересно, что мужчина-мусульманин, который хотел, чтобы его ребенок знал еще и православную культуру, выбрал «Основы светской этики». О причинах перемены его выбора мы можем только догадываться.

На примере школы № 4 мы увидели несколько не то чтобы нарушений, а причин, искоренив которые можно достигнуть иных результатов при выборе модуля.

Первая — школа не проявляет достаточной инициативы в представлении модулей. Да, священники приходят, но без приглашения со стороны администрации. Представителям других конфессий тоже подобные предложения не поступают.

Положительный момент здесь идет от учителя. Проводившая собрание Оксана Грачева со своей стороны постаралась максимально полно осветить все предлагаемые для изучения модули.

Священник так же смог объяснить преимущества модуля ОПК, озвучив его прямое назначение, не навязывая собственную точку зрения.

Вторая — поведение родителей. Пришедшие на собрание оказались действительно заинтересованы нравственным образованием ребенка. Что думают о модулях остальные родители, как и причины их отсутствия на собрании (от значимых обстоятельств до обыкновенной лени), остались загадкой.

Несомненно, собрания в положительном ключе проходят не в каждой школе. Но в каждой важна объективная и заинтересованная роль трех сторон — учителей, родителей, священников. Только тогда возможно сформировать единую позицию по нравственному воспитанию, не вызывающую вопросов и домыслов ни у родителей, ни у детей.


i22

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

— Надо уяснить для самих себя, что ОПК — это не закон Божий. Это даже не размышление и не рассуждения о личности Творца, Бога. Для этого есть Церковь, мечеть, синагога, буддистский дацан, молитвенные дома и просветительные здания других конфессий.

На мой взгляд, Церковь обладает тысячелетним опытом воспитания человека, внесения в жизнь людей непреходящих ценностей, которые обязаны помогать человеку стать свободным от всего насильственного, и особенно, идеологического.

ОПК — культурологический предмет, который поставлен с целью возродить драгоценнейшее отношение к родной земле, научить разбираться в религиозном многообразии, которое окружает и учителей, и детей, и остаться педагогом.


ЦИФРЫ

Сайт Главного управления образования Администрации города Красноярска регулярно публикует статистику выбора модуля ОПК. По сравнению с 2015/2016 учебным годом, в 2016/2017-м на 2% выросла доля родителей, выбравших ОПК для своих детей (19% против 17,7%). Наибольшее число детей изучают его в школах Октябрьского района (32,8%).

На втором месте по популярности модуль по мировым религиозным культурам (24% — в текущем, 22,4% — в прошлом). Ему отдают предпочтение жители Центрального и Железнодорожного районов (32%).

Самым популярным остается модуль «Основы светской этики», хотя количество родителей, выбравших его снизилось на 2,6% от общего числа (57% в текущем учебном году, 59,6% — в прошлом). Чаще всего за изучение этого курса выступают родители учеников Ленинского (72,5%) и Свердловского (68,3%) районов.


Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта kasdom.ru 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *