Покров: праздник Церкви для русского народа

pokrov-presvyatyya-bogoroditsy-voronezh

14 октября (1 октября по старому стилю) Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы — праздник, веками чтимый в России всем народом.

Этому празднику, его значению для русской культуры и истории, и нынешнем полузабвении был посвящен новый вечер из цикла «Касьяновские четверги». Вместе с приглашенными гостями ведущие вечера пытались понять, почему для наших предков это был праздник, сопоставимый с Рождеством Христовым и Светлой Пасхой, а сейчас он в народном сознании низведен до «дня, когда надо квасить капусту».

Если рассматривать Покров не просто как церковный праздник, а как социокультурный феномен, то можно выделить три своеобразных этапа становления праздника Покрова Божией Матери.

Первый — церковный корень праздника, событие, произошедшие за пределами России. Согласно преданию, в начале X века столицу Византийской империи Константинополь осадили враги (кто именно и когда именно, достоверно не известно). И в этот день святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний за Всенощным бдением в константинопольском Влахернском храме вместе с жителями города молились Небесной Владычице о спасении осажденного Константинополя.

133

Божия Матерь ответила на просьбы усердных молитвенников. Сначала Богородица явилась Андрею и Епифанию, к их великому изумлению, а затем  словно распростерла в небе свой омофор — покрывало для головы. Вскоре враги бежали от городских стен. Столица Византии была спасена, а в честь чудесного события был учрежден новый праздник.

Второй этап становления праздника, уже в Древнерусском государстве, стимулировал владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский (ок. 1110–1174). Правитель был ревностным почитателем Божией Матери, и именно с Ее покровительством связывал ряд своих ратных успехов.

В честь Покрова князь Андрей распорядился возвести близ своей резиденции Боголюбово храм Покрова на Нерли, выдающийся памятник средневекового русского зодчества. Тем самым была заложена традиция освящения русских храмов в честь праздника. Со временем в честь Покрова Божией Матери стало освящаться все больше храмов в русских городах и селах. К слову, в честь этого праздника в конце XVIII века было дано имя и нынешнему кафедральному собору Красноярской епархии.

518a0a4e821aa5e716e00a2d1ae56f11

Ну а на третьем этапе Покров получил распространение среди простого русского люда. Фундаментальная для Православия идея о предстательстве Пресвятой Девы Марии за весь род человеческий, вкупе с исконными традициями празднования окончания периода аграрных работ, нашла свое воплощение в торжестве Покрова.

Трудно перечислить все народные традиции и приметы, которыми сопровождался этот праздник. Некоторые имели практический характер, а некоторые были лишь наивными суеверия, сохранившими в себе пережитки языческих верований. Неудивительно, что с некоторыми покровскими обычаями среди простого народа, например гаданиями, активно боролось православное духовенство.

pokrov2

Но, все-таки, большинство традиций вразрез с Православием не входили. Например, с тем самым омофором из церковного предания на Руси исторически ассоциировали снег, начинавший выпадать в октябре. Потому и убирать его до праздника считалось дурной приметой. Еще одним распространенным обычаем было сжигать на Покров старые предметы утвари и быта, которые уже не пригодились бы наступающей зимой.

Традиционно Покров почитался особым днем для молодых девушек, желающих вступить в брак. Среди них считалось хорошим предзнаменованием прийти в храм на праздничную Литургию раньше подруг и первой поставить свечку.

Ну а вечером обыкновенно устраивались гуляния с участием молодых людей и девушек. Одинокие знакомились между собой, а среди влюбленных этот день считался одним из лучших для признания в чувствах. Вообще, следующие две за Покровом недели почитались как самый лучший период для заключения свадебных союзов — полагалось, что они будут крепче тех, что совершены в любую иную пору.

***

«Утешительное празднество! Оно дает уверение, что помощь и заступление Матери Божией всегда готовы и так близки ко всем нам, как, например, кров дома, или еще ближе, как благодетельная рука, касающаяся главы нашей», — писал о торжестве Покрова святитель Феофан Затворник. И нам, в XXI веке, не стоит забывать о давних традициях и так же, как и наши предки, уповать на милость к себе Небесной Владычицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *