«Взятие снежного городка»

surikov01

В 1854 г. винным приставом в село Сухой Бузим был назначен Иван Васильевич Суриков, который перевез сюда из Красноярска, где имел собственный дом, всю свою семью: жену Прасковью Федоровну, двух дочерей и сына Василия. Мальчику нравилось жить здесь, он охотился, скакал верхом. В Сухом Бузиме у Суриковых родилось несколько детей, которые умели в раннем возрасте, а в 1856 году на свет появился их последний ребенок Александр.

В 1859 г. Иван Васильевич умер, и Прасковья Федоровна с детьми вернулась в Красноярск. Василий закончил школу, служил переписчиком в губернском управлении и в свободное время много рисовал, мечтая стать художником. Благодаря помощи губернатора П.Н. Замятнина и золотопромышленника П.И. Кузнецова Суриков в 1868 г. уехал в Петербург, где учился в Академии художеств. Впоследствии Василий Суриков стал знаменитым художником, непревзойденным историческим живописцем, автором картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

Художник часто возвращался в Сибирь, в том числе в тяжелое для себя время после смерти жены Елизаветы Августовны, когда родные края и родные люди помогли ему преодолеть горе и вернуться к творчеству. Тогда, по совету брата Александра, художник написал свою самую жизнерадостную картину — о виденной им еще в детстве народной игре. «Взятие снежного городка» (1891 г.) стало одной из всенародно любимых его картин и одной из немногих популярных в Европе. Суриков получил за нее медаль на Всемирной выставке в Париже. Картина находится в собрании Государственного Русского музея, но увидеть ее там можно не всегда — она часто путешествует по Европе, а один раз приезжала и в Красноярск.

Ежегодно на правобережье Енисея в селах Торгашинском или Ладейском на Масленицу строили снежный городок. Он мог быть сколь угодно большим, но обязательной его частью были ворота. У них собирались защитники с хворостинами и трещотками. А нападающие на конях по одному устремлялись к городку, чтобы снести грудью лошади снежную перекладину и разрушить городок. Если это не получалось у одного всадника, за ним скакал второй, третий, четвертый, пока наконец городок не был разрушен.

Взятие снежного городка было первым детским впечатлением, полученным Васей Суриковым во время первой поездки с матерью Прасковьей Федоровной на её родину – в село Торгашино. Мостов через Енисей тогда не было, и Суриковы ехали по люду замерзшего Енисея. А на правом берегу Суриков увидел огромного черного коня, берущего городок. «Вот он-то у меня в картине и остался», — вспоминал художник много лет спустя.

Все, кто позировал Сурикову для картины, — это красноярцы и жители окрестных деревень. В правой части картины в кошеве (санях, укрытым узорным тюменским ковром) спиной к зрителю сидит племянница художника Татьяна Доможилова, рядом с ней жена губернского врачебного инспектора и известная благотворительница Екатерина Рачковская. А кучером в кошеве сам Александр Иванович, без которого эта картина не могла бы появиться на свет.

Прошло много лет. Последние снежные городки на берегах Енисея брали в двадцатых годах прошлого века. Память об игре могла бы изгладиться совсем, если бы о ней не напоминала картина Сурикова. И вот, не так давно старую традицию возродили в селе Сухобузимском…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *