Преображение души и природы: Яблочный Спас в русской культуре

Поразительно, как порой установленные Церковью торжества, соединяясь с традициями народной жизни, воплощаются в виде совершенно неповторимых праздников, в которых духовное и мирское неотделимы друг от друга.

130009.b

Преображение Господне. Фреска в монастыре святой Екатерины на горе Синай (Египет)

Безусловно, к их числу относится и двунадесятый праздник Преображения Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, в народе получивший название Второго или «Яблочного» Спаса (соответственно Первый, он же «Медовый» Спас — это Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, а Третий, «Ореховый», — Перенесение нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа).

Когда земной путь Спасителя подходил к концу, Иисус Христос повел на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ученики в недоумении последовали за своим Учителем, пока не выбились из сил. Они расположились для отдыха под тенью покореженной маслины: Иоанн и его брат разместились на плащах, а апостол Петр сел на камень и задремал.

Сон его нарушил порыв ветра. Взгляду апостолов представилось невероятное: лицо Спасителя просияло, словно солнце, Его одежды стали белыми, как свет, а рядом с Иисусом стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей.

Впечатленный увиденным, Петр простодушно предложил Господу сделать три кущи, для Него и пророков, и остаться на Фаворе. Но в ответ раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5).Сам же Иисус Христос настрого запретил апостолам рассказывать об увиденном.

156

Преображение. Мозаическая икона. Византия. I половина XII в. Выставлена в музее Лувр (Париж, Франция)

Таким образом, Преображение Господне — это память о перевоплощении природы Спасителя, из человеческой в Божественную. Случайно или нет, но этот праздник по календарю совпал с преображением и природы, когда лето начинает сменять осень. Потому в календаре восточных и южных славян испокон веков это торжество имело не только важное духовное значение, но и практический смысл с точки зрения цикла аграрных работ.

Традиционно, день Преображения открывал время сбора урожая. И если у балканских народов речь шла, в первую очередь, о винограде, то у восточных славян в этот праздник сакральное значение приобретало яблоко. С этим фруктом связывались самые разнообразные традиции и поверия: например, дурным знаком считалось вкушать его до праздничного дня. А в сам «Второй Спас» яблоки освящало духовенство, после чего их как ели в первоначальном виде, так и использовали для выпечки традиционных пирогов из постного теста. Разумеется, что праздничными угощениями традиционно угощали неимущих соседей. Также в день Яблочного Спаса среди простого люда было принято оставлять фрукты и на могилах усопших родственников, что, однако, никогда не благословлялось Церковью.

195

Преображение. Русская икона начала XV века одного из учеников Андрея Рублева

Такое многообразие народных традиций празднования Преображения Господня не могло оставить равнодушным многих русских писателей и поэтов:

Преображение

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…

Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.

Александр Блок, 1901 год

***

Август

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак, 1953.

0_c5d9f_9533e89a_XL

«Яблочный Спас». Н. В. Родионов

***

Преображение (фрагмент)

Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.

И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.

А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.

И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом

 Сергей Есенин, 1917

0_c5da4_43d4c03a_XL

«Яблочный Спас» Белан В. Ф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *