Икона — как исторический источник

«…Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», — сказано в предании о жизни Пресвятой Богородицы. Еще апостол и евангелист Лука писал самое первое изображение Божией Матери, а обретать новые образы Небесной Царицы верующие будут и в XX веке.

Почему же икон Богоматери так много? Каждая из них — это своя неповторимая история, своя судьба и свои, быть может, несколько наивно приписываемые в «народном православии» чудодейственные свойства. И есть среди них такие, знать о которых подобает любому образованному жителю России, независимо от отношения к религии и Церкви. В них — прошлое нашего Отечества.

  1. Казанская икона

Эта икона — если так можно выразиться, первая среди равных из числа разных ликов Божией Матери. И дело даже не только в том, что день ее празднования (4 ноября / 22 октября по ст.ст.) стал основой для государственного праздника Дня народного единства. Глубина почитания этой иконы поражает: Казанские храмы и села Казанки можно в огромном количестве найти в разных частях России, от Черноземья и до Дальнего Востока.

У непосвященного человека может сразу возникнуть вопрос: а как вообще православная святыня может быть связана с Казанью — городом примечательным и прекрасным со всех сторон, но исторически всё-таки скорее мусульманским? Дело в том, что обретение этой иконы (в 1579 году) как раз и относится к тем временам, когда Казань только-только становилась многоконфессиональным и этнически пестрым пространством.

Казанская

К Русскому царству город присоединили немногим более четверти века до этого (в 1552 году), православного населения было немного, и отношение со стороны мусульманского большинства всё еще было если не враждебным, то весьма настороженным. Вот и разрушительный пожар 1579 года злые языки бездоказательно приписали христианам. Но беда 21 июля (8 июля по ст.ст.) обернулась необычным счастьем: при разборе пепелищ горожане обнаружили невиданную ранее икону, написанную по классическому типу «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»). По преданию, Богоматерь лично являлась во сне девочке из православной семьи Матроне, пока та не смогла убедить взрослых начать искать святыню.

Казанская икона за считанные десятилетия стала невероятно чтимой как среди элит Русского царства, так и простонародья. Потому неудивительно, что на исходе Смутного времени именно она будет выбрана Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым в качестве «знамени» для Второго ополчения, которое и выбьет иноземных интервентов из московского Кремля. Этот день и станет вскоре вторым церковным праздником Казанскому образу Небесной Владычицы, а спустя еще три с половиной столетия — и признанным государством выходным днем.

  1. Владимирская икона

Почитание этого образа Божией Матери отсылает нас к трем более ранним историческим событиям, чем присоединение Казанского ханства и окончание Смутного времени. Они относятся еще только к периоду собирания русских земель в единое государство.

Владимирская

Хронологически первая дата — это 8 сентября (26 августа по ст.ст.) 1395 года. В те дни жители Москвы скрепя сердца ждали нового нашествия степняков, еще более грозных, чем давние недруги-золотоордынцы: войск легендарного среднеазиатского завоевателя Тимура Тамерлана. Силы защитников будущей российской столицы были слабы и невелики; ведь тринадцатью годами ранее город пережил разрушительный набег ордынского хана Тохтамыша.

Потому и уповать оставалось лишь на помощь небесных сил. Вот и решили, с благословения митрополита Киевского и всея Руси Киприана, перенести из Владимира пребывавший там два столетия чтимый образ Небесной Царицы. И чудо действительно случилось: непобедимый и беспощадный Тимур неожиданно повернул обратно в степи.

С тех пор почитание Владимирской иконы жителями разных русских княжеств вышло совсем на новый уровень. Спустя почти столетие, летом 1480 года (6 июля / 23 июня по ст.ст.), перед новой схваткой Московской Руси с ордынцами, святыню вновь перенесут из столицы исторической в столицу молодую. Непостижимым образом это поможет вновь: избежав крупных кровопролитных сражений («Стояние на Угре»), князь Иван III принесет русским землям окончательную свободу от ига.

Чтимый образ так и останется в Москве на многие века. Третьим чудом, приписываемым ему в православной традиции, станет избавление Первопрестольной от набега крымских татар в 1521 году. В честь этого события Церковь установит еще один праздник — 21 мая (3 июня по ст.ст.).

  1. Иверская икона

Если Казанский и Владимирский образы — это, если так можно выразиться, национальные святыни России, то Иверский образ Небесной Царицы служит словно нитью, связывающей нашу страну и Церковь с остальной православной вселенной.

Список (копию) этой иконы с оригинала, хранящегося на Святой Горе Афон, в Москву принесли 26 октября (13 октября по ст.ст.) 1648 года. По преданию, писавшие его по просьбе царя Алексея Михайловича иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге, по свидетельствам очевидцев, список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно. Спустя восемь лет, 25 февраля (12 февраля по ст.ст.) его передадут в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.

Иверская

Без преувеличения, перенесение списка с Иверского образа Пресвятой Богородицы стало одним из важнейших символических рубежей в закреплении за Русским царством образа хранителя Православия и покровителя православных по всему миру. Иверская икона действительно являлась и является одним из наиболее узнаваемых и почитаемых православных образов.

По преданию, еще в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у нее дома старинный образ Богоматери, лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. А спустя многие годы икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» называют Грузию греки). Память об этом событии православные празднуют во вторник Светлой седмицы.

  1. Почаевская икона

Среди образов Божией Матери есть и такие, чья история призвана напоминать нам о духовном единстве народов исторической Руси: русского, украинского и белорусского. Ярким примером такой святыни является Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

В Почаевской Лавре (территория Тернопольской области Украины) чудотворная икона пребывает около 400 лет. За это время засвидетельствованы многие чудеса по молитвам перед святыней: об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Почаевская

Праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери установили в честь избавления обители от турецкой осады 5 августа (23 июля по ст.ст.) 1675 года. Тогда перед лицом смертельной угрозы игумен Почаевского монастыря Иосиф (Добромирский) убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

Согласно преданию, с первыми словами молитвы над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица вместе с небесным воинством. Враги тут же бежали, не помышляя о сопротивлении. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

  1. Державная икона

По молитвам верующих чтимые образа обретались не только в стародавние времена, как может показаться многим. И в новейшей истории находилось место для непостижимых разумом явлений, таких как обретение Державной иконы Божией Матери.

Произошло это 15 марта (2 марта по ст.ст.) 1917 года, в один из самых роковых дней российской истории: от престола отрекся император Николай II. Как повествует легенда, подмосковная крестьянка Евдокия Андрианова во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся».

Державная

И такой образ в указанном месте действительно был найден! Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

Обретенную святыню духовенство и верующие с первых же дней стали почитать как особый знак свыше, словно свидетельствующий о том, что несмотря на все потрясения Россия и ее народы будут жить дальше. Потому за иконой и закрепилось название «Державная».

Окончательно справедливость почитания новообретенного образа засвидетельствовал Святейший Патриарх Тихон. Будущий святитель призывал православных молиться перед этой иконой и просить благословения Богородицы на все начинания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *