Встреча Господа с миром

Сретение Господне — один из двунадесятых праздников Церкви. Это непереходящий праздник; его празднуют на 40-й день после Рождества Христова. Само это слово со старославянского означает «встреча». Чью же встречу с Господом мы вспоминаем в этот день?

Согласно Евангелию (Лк. 2, 22–40), в тот день совсем еще маленького Иисуса Христа, которого родители первый раз решили привести в иерусалимский Храм, увидели праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В Богомладенце они оба сразу же признали Сына Божиего. Почему?

Праведный Симеон был ученым мужем, знавшим несколько языков. По преданию, почти три века назад он переводил для египетского царя Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Когда святой переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он посчитал эти слова ошибкой и вместо «Дева» хотел было написать «Жена». Но ангел Господень тогда остановил руку Симеона, заверив: ученый муж не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Увидев же, наконец, Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк. 2:29—31).

Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34—35)». 

Анна Пророчица, в свою очередь, была благочестивой вдовой, много лет жившей при Храме. После того как Симеон Богоприимец произнёс благословения, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Но Сретение Господне — это не только встреча Господа с двумя благочестивыми людьми. Через них Он словно встретился со всем миром, объявив о Своем приходе к людям и грядущем Спасении человечества.

Сретение относится к числу Господских праздников, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. Поэтому богослужебные особенности Сретения присущи Богородичному празднику с элементами Господского праздника. Запечатлено это и в иконографии праздника: на иконе изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности. Богоприимец Симеон со Спасителем на руках символизирует ветхий мир, исполняющийся Божеством, а Матерь Божия, вышедшая на крестный путь, отображает отдание Сына Своего на спасение мира.

Праздник получил большое значение и в народной традиции в разных славянских странах. Было принято считать, что от погоды на Сретение зависит то, какой будет весна. Теплый и ясный день означал погожую и урожайную весну, а холода или вьюги, в свою очередь, ничего хорошего землепашцам не сулили. Бытовали и другие традиции: например, освящать в храмах воду и свечи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *