Со здравомыслием и любовью

Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковленным и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.

w1056h594fill

Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?

О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь, что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Еще в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провел, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошел ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.

Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.

Все агиографы подчеркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге, незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.

Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.

Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъему по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».

Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому и неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.

— Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения…

— Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждают те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти.

— Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно.

— Окаянен падающий; но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений…

— Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.

— Любящий Господа прежде возлюбил своего брата…

— Кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *