Место для деятельной молитвы

6 февраля (25 января по старому стилю) 1888 года в свет вышло Высочайшее повеление императора Александра III о выделении земельного участка в Енисейской губернии под устройство монашеского скита в честь иконы «Знамение» (Абалацкая) Пресвятой Богородицы.

Красноярск-.Скит.

Достаточно быстро Знаменская обитель стала популярным местом паломничества. Источник: divno-znamenie.prihod.ru

За будущим монастырем закреплялись в пользование более 4,5 тысяч десятин (почти 5 тысяч гектаров) земли по обоим берегам Енисея к югу от Красноярска. Границы основного правобережного участка непостижимым образом совпали с тем местом, где сейчас стоит Дивногорск.

Главный инициатор создания Знаменского скита иеромонах (впоследствии игумен) Филарет вряд ли мог даже помыслить, что вопреки своей воле войдет в историю как праотец будущего города строителей Красноярской гидроэлектростанции. Отец Филарет (в миру — Федор Васильев; 1840–1910), уроженец Псковской губернии и отставной унтер-офицер императорской армии, переселился в Приенисейскую Сибирь с конкретной целью: стать монахом.

Приняв постриг и священный сан, бывший квалерист-гусар сравнительно быстро заслужил уважение насельников Успенской мужской обители, став наместником в ту пору еще совсем молодого красноярского монастыря. Однако душа отца Филарета искала покоя и уединения: монах решил заложить скит в более отдаленном от шумной губернской столицы месте.

Успенскому монастырю к тому времени уже принадлежали обширные угодья в верховьях Маны, однако зачинателя Знаменской обители по ряду причин они не устраивали. В 1885–1887 годах, путем не всегда простых переговоров с местными землевладельцами отцу Филарету удалось добиться обмена этой территории на желаемый участок у вод могучего Енисея. «Военная закалка, напор и энергия иеромонаха Филарета позволили убедить высшее духовное и гражданское начальство в правильности своего выбора», — подчеркивает в своей монографии «Очерки по истории монастырей Приенисейской Сибири в досоветский период» современный дивногорский историк и педагог Игорь Федоров.

Энергии будущего игумена хватило и на привлечение солидных меценатских средств: помощь в возведении скита оказали богатейшие красноярские купцы, такие как Тимофей Матонин и Николай Гадалов. Неоценимый личный вклад в строительство монастыря внес и управлявший в 1886–1892 годах Красноярской епархией епископ Тихон (Троицкий-Донебин; 1831–1911).

Незадолго до своего отъезда в Иркутск, 25 июля (7 июля по ст.ст.) 1891 года, владыка Тихон успел возглавить освящение и Литургию в главном храме монастырского комплекса — Знаменском. Имя ему дала чтимая среди жителей здешних мест икона Божией Матери, написанная, по преданию, уральскими мастерами. Святыня почиталась как чудотворная, с ней регулярно устраивались молитвенные шествия по близлежащим селам и хуторам.

Знаменский монастырь стал не только чтимым местом для набожных земляков, но и крупным хозяйственным центром: монахи сдавали пахотную землю крестьянам, при обители действовали смологонный и кирпичный завод, многочисленные мастерские и пасеки. Потому неудивительно, что в 1892 году Знаменский скит получает статус самостоятельного монастыря. В предреволюционные годы здесь одних только постоянных насельников насчитывалось более пятидесяти, а паломников (в том числе, и из европейской части России) в монастырь ежегодно прибывало около 5–6 тысяч.

История Знаменской обители оказалась сколь светлой и радостной, столь и несправедливо короткой: в 1920 году ее упразднит новая советская власть. Сейчас памятником утраченной обители служит целый молодой город с величественным деревянным Знаменским храмом…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *