Красноярской епархии исполнилось 155 лет

— 25 мая (по старому стилю; в переводе на грегорианский календарь — 6 июня) 1861 года молодой император Александр II Высочайше утвердил подготовленный Святейшим Правительствующим Синодом Доклад об учреждении на территории Енисейской губернии епархии с архиерейской кафедрой в городе Красноярске.

Карта Енисейской губернии Российской империи. 1889 год.

Карта Енисейской губернии Российской империи. 1889 год.

Таким образом, под названием Енисейской, на свет появилась нынешняя Красноярская епархия Русской Православной Церкви, преобразованная пять лет назад, в свое 150-летие, в митрополию с последующим выделением четырех епархий в своем составе (Красноярской, Енисейской, Канской и Норильской).

Какие же причины побудили государя и Синод учредить более чем полтора столетия назад новую епархию? На тот момент территория Енисейской губернии в церковном отношении являлась частью канонической территории Томской епархии — «самой обширной по составу», как отмечал сам император Александр II. Томская епархия занимала обширные территории сразу нескольких регионов современной Сибири и соседнего Казахстана, растянувшись более чем на 5 000 км в длину.

Как отмечает в своей монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 гг.» хранитель «Касьяновского дома», руководитель епархиального Информационно-аналитического и издательского отдела Геннадий Малашин, это ограничивало возможности архипастырских визитов по всей территории Томской епархии, затрудняло миссионерскую работу, просвещение коренных этносов, надзор за многочисленными сектантами и раскольниками, которых исторически было много в ряде отдаленных районов Приенисейской Сибири.

0_8aa6b_368ff9b0_L (1)

«Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 гг.» (автор — Г.В. Малашин). Первое комплексное издание об истории Православия в Приенисейской Сибири.

За обособление в церковном отношении территории Енисейской губернии, учрежденной в 1822 году, в течение нескольких лет выступало как духовенство, так и руководители светской власти. Учреждение Енисейской епархии стало важной вехой в истории Красноярска и будущего края, подчеркивающей, что из пограничного острога город стал одним из крупнейших культурных, административных и хозяйственных центров Сибири.

Первым правящим архиереем Енисейской епархии стал епископ Никодим (Казанцев) (1803 — 1874), прибывший в Красноярск в начале нового 1862 года (к тому моменту уже был построен и освящен кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы). За восемь лет служения на красноярской кафедре Владыка Никодим сделал немало для становления новой епархии. Это был весьма образованный и просвещенный человек; достаточно сказать, что ранее он был ректором поочередно трех духовных семинарий (в Херсоне, Курске и Ярославле). Неудивительно, что он много сил и внимания уделял развитию системы приходских школ и училищ.

На территории епархии начинают возводиться новые соборы и храмы. В Красноярске было положено началу строительства Архиерейского дома.

Епископ Никодим (Казанцев)

Епископ Никодим (Казанцев)

Епископ, несмотря на преклонный возраст, был крайне энергичным служителем Церкви и обладал великолепными организаторскими способностями. Он многократно объезжал всю территорию своей епархии, про него говорили, что он ее знал лучше, чем даже родное Подмосковье. Епископ Никодим разделил территорию Енисейской епархии на шестнадцать благочиний, заложил основы для эффективной работы духовной консистории (современным языком, епархиального управления) во главе с кафедральным протоиереем Василием Касьяновым (1817 — 1897), чье имя носит наш музейно-просветительский центр.

Первый архиерей Енисейской епархии отличался редкой душевной добротой, жертвуя огромные средства на благотворительность, помощь вдовам, сиротам и беднякам, добиваясь, чтобы и епархиальное духовенство следовало его примеру.

На тот момент на территории будущей епархии уже действовало около 100 каменных и 70 деревянных храмов и соборов, три монастырских обители и более 180 часовен. Последующие архиереи на красноярской кафедре стали достойными продолжателями дел, начатых Владыкой Никодимом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *