«Прости их, ибо не ведают, что творят»

i45-1

11 ноября (29 октября по старому стилю) 1918 года повстанцы-крестьяне совершили первое убийство служителя Православной церкви в Приенисейской Сибири — погиб иерей Михаил Щербаков, настоятель Петропавловского храма в селе Каратуз (ныне — Каратузское) Минусинского уезда.

Историческим фоном для каратузской трагедии стали события Гражданской войны — мятеж сельских жителей юга Енисейской губернии. Это было одно из первых крупных восстаний в Сибири, вызванное недовольством мобилизацией мужского населения в ряды армий адмирала Александра Колчака и изъятием имущества властями.

В чем же был виноват перед мятежниками отец Михаил? Священника обвинили в том, что он якобы дал убежище в Петропавловском храме казакам из разбитого отряда, направленного на усмирение мятежа. Восставшие стали обыскивать квартиру священника, а затем и церковь.

Во время обыска из толпы, в которой было немало пьяных, озверевших от злобы людей, раздались выстрелы: сначала была смертельно ранена супруга священника Анна, которая до последнего просила мятежников разойтись, а затем и сам отец Михаил. После убийства толпа, позабыв уже о поисках казаков, занялась грабежом дома священника и сельского храма.

Тела убитых первое время покоились во временной могиле. Торжественное отпевание с участием всех священнослужителей II Минусинского благочиния и при стечении сотен местных жителей,  близко знавших и любивших своего настоятеля, состоялось лишь после окончательного усмирения мятежа — 25 (12) декабря.

Действительно, иерей Михаил Щербаков (1857–1918), несший служение в Сибири на протяжении трех десятилетий, был значимой личностью в масштабах всей Енисейской епархии. Он был заботливым пастырем, выдающимся просветителем (за свои заслуги на этом поприще он был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в 1891 году), ярким проповедником. Неслучайно, что осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны, именно отец Михаил был благословлен Епископом Енисейским и Красноярским Никоном для произнесения речи перед жителями Красноярска с призывом о пожертвованиях в пользу семей, оставшихся из-за мобилизации без кормильцев. «Люди рыдали, срывали с себя кольца, браслеты, серьги, опустошали кошельки и собрали таким образом огромную сумму в пользу осиротевших семей. Прихожане любили и очень уважали деда, люди приезжали издалека, чтобы послушать его проповеди», — приводит воспоминания внучек священника в монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ. 1861–2011» руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

Память об отце Михаиле на юге Красноярского края живет до сих пор. В этом воочию убедились и участники экспедиции проекта «„Сибирский крест“: подвижники благочестия и мученики Минусинской земли», побывавшие в Каратузском в августе этого года. Собранные исследователями сведения о безвинно убитом священнике уже переданы в Епархиальную комиссию по канонизации святых и церковному наследию…

Возвращаясь же к минусинским мятежникам, чье выступление бесславно окончилось в ноябре 1918 года, стоит отметить показательный факт. Вопреки представлениям о «белом терроре», колчаковские власти приговорили большинство участников многотысячного минусинского мятежа к лишению свободы или денежным штрафам. Казнены были лишь менее 90 ярых зачинщиков беспорядков.


Проект «„Сибирский крест“: подвижники благочестия и мученики Минусинской земли» реализуется при поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *