Высмеять и победить

0_f7ca8_2b42e9a2_xxxl

— 15 октября 1940 года в Нью-Йорке состоялся премьерный показ новой киноленты Чарли Чаплина — «Великий диктатор», ставшей одним из ярчайших примеров антитоталитарной пропаганды в истории человечества.

Во многом идея фильма, высмеивающей порядки в нацистской Германии, была на тот момент провокационной: осенью 1940 года США еще сохраняли нейтралитет во Второй мировой войне и не разорвали дипломатических отношений с «Третьим рейхом».

Однако Чаплин рискнул, выступив продюсером, режиссером и автором сценария к фильму, а также, разумеется, исполнил две главные роли в «Великом диктаторе» — одержимого идеей мирового господства диктатора Аденоида Хинкеля и его двойника, простодушного и доброго цирюльника-еврея. Сам Чарли Чаплин впоследствии вспоминал, что на момент съемок он не очень хорошо себе представлял масштаб нацистских преступлений: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора“, не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

Отсылки как и в именах отдельных персонажей (Хинкеля-Гитлера, Гарбича-Геббельса, Напалони-Муссолини), так и в изложении событий для современника были очевидны. Классическими для кинематографа стали такие сцены, как танец Хинкеля с воздушным шаром в виде Земли, или финальное выступление цирюльника в диктаторском мундире, с призывом людей к миру и дружбе.

Несмотря на все перипетии большой политики, фильм вышел на экраны и быстро завоевал популярность в Америке, а затем и в европейских странах. Известно, что у британских летчиков была традиция смотреть именно «Великого диктатора» перед новыми воздушными боями с неприятелем. Интересно, что в СССР демонстрация этого фильма была запрещена по личному распоряжению Иосифа Сталина: видимо, свою роль сыграл общий антитоталитарный пафос картины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *