«Как пишется история?» — о Льве Гумилеве и его пассионарной теории

Гумилёв

2 декабря в «Центре путешественников» состоялась вторая лекция из цикла «Как пишется история?», который организован «Касьяновским домом» совместно с «Центром путешественников». В этот раз заведующий музейно-просветительским отделом «Касьяновского дома» Иван Черкасов рассказал о человеке уникальной судьбы, историке, востоковеде, авторе пассионарной теории этногенеза Льве Гумилёве.

Жизнь Льва Николаевича сложилась непросто. Сын великих русских поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, он воспитывался бабушкой в Тверской губернии. Чтобы поступить в университет, понадобилось работать четыре года в трамвайном депо и геологических экспедициях. Защитить кандидатскую диссертацию помогла положительная характеристика с места работы — библиотеки в сумасшедшем доме. Над обеими своими диссертациями по истории он работал в сталинских лагерях, где в свободные минуты рассказывал сокамерникам на блатном жаргоне историю Нидерланской буржуазной революции. Докторскую степень по географии ему не утвердили, так как защищённая им работа оказалась по своим качествам выше докторской диссертации. И несмотря ни на что этот человек меньше всего походил на жертву политического террора, да и не хотел походить. Сталинские лагеря, Великая Отечественная война, безденежье, жизнь в коммунальной квартире, неодобрение родных и коллег – всё складывалось против его научной работы, а он продолжал работать. Сейчас книги Льва Гумилёва – увлекательные, парадоксальные, насыщенные редкой информацией и нестандатрными мнениями, можно найти в книжных магазинах. От них отмахиваются многие серьёзные историки, но их запоем читают тысячи людей. И его имени уже не вычеркнешь из русской историографии.

Лев Гумилёв выделил среди людей пассионариев — тех, чьё стремление к иллюзорным целям превосходит силу инстинкта самосохранения. Эти люди, не жалея себя и других, совершают казалось бы невозможные вещи ради того, к чему они стремятся и своим стремлением заражают остальных. Так Гумилёв объяснял механизм успеха Аттилы, Чингисхана, Жанны д,Арк, Наполеона. Его теория этногенеза подкупает своей необычностью, в ней многое необъяснимо (например происхождение пассионарных толчков — энергетических вбросов, которые увеличивают число пассионариев и тем запускают процесс этногенеза на данной территории). Необычно и мнение, что народы (этносы) рождаются и умирают, как люди, и срок их жизни не более 1200 – 1500 лет.  Движущей силой этногенеза является пассионарная энергия. Пассионарный толчок вызывает мутацию людей на определённой территории, увеличивает количество пассионариев, которые через некоторое время объединяются в консорцию –  группу с общностью судьбы. Если эта консорция начинает искать своё место в мире, чётко отделяя своих от чужих, мигрировать в поисках лучшей жизни, захватывать новые территории, она превращается в этнос. В этом Гумилёв видел причину переселений народов.

Кривая_этногенеза

Процесс жизни этноса (этногенез) Гумилёв разделили на несколько фаз. Во время фазы подъёма (около 300 лет) количество пассионариев неуклонно растёт, занимаемая ими территория расширяется. В течение следующих 300 лет (акматическая фаза) количество пассионариев — сверхактивных людей уже превышает все пределы. Поскольку пассионарии крайне энергичны, вскоре начинаются уже столкновения не с другими этносами, а внутри собственного, что приводит к страшным конфликтам и гражданским войнам (примером может послужить Смутное время в российской истории). В результате этой резни количество пассионариев снижается и происходит надлом (300 лет), за надломом следует инерционная фаза (ещё 300 лет), когда пассионариев мало, этнос живёт мирно, и свою пассионарность люди предпочитают выплёскивать не на военные действия, а в сферу культуры. Инерционная фаза — это спад пассионарности, т.е. упадок энергии этноса, но одновременно расцвет цивилизации и культуры (пример — восточные славяне эпохи Киевской Руси). Наконец наступает фаза обскурации, когда в обществе преобладают не пассионарии и даже не гармоники (люди, у которых пассионарность и инстинкты уравновешивают друг друга), а субпассионарии, чьи инстинкты превышают пассионарность — им не хочется работать, что-то создавать или преобразовывать, им нужно только удовлетворять свои потребности, не думая о последствиях. Субпассионариев все знают очень хорошо — они ходят по подъездам, соображая на троих и оставляя везде следы своей жизнедеятельности. И наконец через 1500 лет этнос исчезает, распадается, его покоряют другие этносы и от него почти ничего не остаётся, кроме созданной культуры.

Так исчезли византийцы после завоевания Константинополя турками в 1453 г. (по Гумилёву византийский этнос зародился в I в.) Остатки византийцев, ведущего христианского народа Востока, покорно приняли ислам и растворились в среде завоевателей.

Иногда на обломках старого этноса новый пассионарный толчок создаёт новый (хотя пассионарные толчки происходят неожиданно и в разных местах планеты). Так пассионарный толчок рубежа XII – XIII вв., прошедший через Восточно-Европейскую равнину, где проживали остатки старого восточно-славянского этноса вызвал к жизни три новых – великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов.

Многие называли Гумилёва шарлатаном, а он в конце жизни признавался, что мечтает только о том, чтобы его теорию публично обсудили специалисты, не проявляя предвзятости и давая ему возможность защищаться. Сталинские лагеря не ослабили в нём полемического жара и любви к науке. Когда его спрашивали, что же именно случится в будущем в истории того или другого народа, он сердился: «Я учёный и не могу знать того, чего нет. Хотите знать будущее — идите к цыганкам».


Напомним, что лекции «Как пишется история?» проходят в течение декабря по средам в 18.30 до 20.00 в «Центре путешественников».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *