В год тысячелетия со дня смерти святого равноапостольного князя Владимира «Касьяновский дом» предлагает взглянуть, как отразился образ Владимира Святославича в русской классической живописи. Мы остановились на творчестве только трёх художников, каждый из которых внёс значительный вклад в русское искусство.
Антон Павлович Лосенко изобразил один из эпизодов жизни Владимира до крещения. После смерти своего отца Святослава Игоревича малолетний Владимир княжил в Новгороде под присмотром своего дядя Добрыня (считается одним из прототипов былинного богатыря Добрыни Никитича).
Достигнув юношеского возраста, Владимир, посватался к дочери полоцкого князя Рогволода. Но Рогволод отказался выдать свою дочь за младшего сына Святослава, к тому же родившегося от рабыни Малуши. Тогда Владимир собрал дружину, напал на Полоцк, убил Рогволода и его сыновей и взял Рогнеду в жёны.
Трагически начавшийся брак и в дальнейшем принёс Рогнеде много горя. Вскоре Владимир оставил её, чтобы жениться на дочери византийского императора Анне. Рогнеда попыталась убить мужа, но её схватили, и ей грозила смерть. Только просьбы их сына Изяслава заставили Владимира сохранить Рогнеде жизнь. Рогнеда и Изяслав были сосланы в город Изяславль в Полоцкой земле. Впоследствии Изяслав стал полоцким князем, и его потомки долгое время княжили в Полоцке, традиционно сохраняя обособленность своего владения от остальной Русской земли.
Картину «Владимир и Рогнеда», написанную в 1770 году, принято считать первой русской исторической картиной на сюжет из русской истории. Её автор Антон Лосенко за эту картину был признан академиком русской живописи и получил право на поездку в Европу от Императорской Академии художеств (а вскоре он стал её директором и учителем нескольких поколений русских живописцев).
Картина написана в стиле классицизма, для которого характерна театральность поз и невнимание к бытовому антуражу (например, во французском классицистическом театре актёры играли сюжеты из античности в костюмах своей эпохи). Владимир изображён в одеянии, мало общего имеющего с тем, какое носили князья его эпохи. Он склонился перед Рогнедой, убеждая её выйти за него замуж. Рогнеда в горе от смерти родных отталкивает руку князя. На заднем плане изображены, видимо, представители дружины Владимира.