Архитектура сквозь года: как переплетались архитектурные стили в столице Енисейской губернии

Красноярск — это город с богатой и многообразной историей, которая отражается в его архитектуре. С прогрессом и развитием общества наш город стал переплетением различных архитектурных стилей, которые можно видеть в его современном дизайн-коде. От исторических зданий до современных высоток, столица края предлагает путешествие сквозь время и стили, раскрывая не только его культурное наследие, но и прогрессивную архитектурную эволюцию.

Каждому красноярцу известна дата основания города — 1628 год, но XVII век не стал определяющим архитектурные направления отрезком времени: изначально представляя из себя острог облегченного типа почти 100 лет Красноярск оставался «приграничной» крепостью с небольшим населением, которое занималось охотой, пушным промыслом, а военно- стратегическая роль города диктовала его компактную планировку.

Красноярский острог

Но с течением временем роль города менялась, в начале XVIII столетия Красноярск стал самым крупным городом на Енисее, превратившись в торговый и ремесленный центр Енисейской Сибири. В новом столетии Красноярск начинает приобретать свои архитектурные черты: в городе появляются первые каменные жилые дома, а в 1773 году, после пожара, был достроен первый каменный храм города — Воскресенский собор. В 1785 году начинает строиться ещё одна каменная церковь — Покровский храм (ныне Покровский кафедральный собор). Каменные храмы Красноярска стали яркими представителями стиля Сибирского барокко. Пожар 1773 года, в котором сгорело 90% города, также повлиял на градостроительство — для восстановления из Тобольска был прислан сержант геодезии Петр Моисеев, который дал городу линейную планировку петербургского типа, что до сих пор прослеживается в центре Красноярска.

Покровский кафедральный собор. Самое старинное сохранившееся каменное здания Красноярска

XIX век стал основополагающим столетием для архитектуры города. Город стал бурно развиваться, в 1822 году стал центром Енисейской губернии, что открыло для Красноярска новые перспективы развития. Прокладывание Транссибирской магистрали усиливает торговые перспективы для города, что даёт новые возможности для застройки. Активная застройка началась вместе с выделением Енисейской губернии, с 1823 года по 1828 по разработанному плану шотландского архитектора Вильяма Гесте было предпринято расширение существующих центральных кварталов и расширение города в западном направлении. За эти 5 лет появилось 185 новых домов, в том числе 17 каменных. Сегодня план застройки первой половины 19-го столетия отражается в увеличении размеров построек с удалением от центра (от нынешней улицы Перенсона) до современной улицы Горького (ранее переулок Архиерейский.

Чуть позднее, в 40-ых годах столетия, Енисейская губерния становится центром золотодобычи Сибири и город погружается в «золотую лихорадку». Улицы активно благоустраиваются, засаживаются деревья, обустраиваются тротуары, устанавливаются уличные фонари, активно открываются места для отдыха горожан: купальни, буфеты, залы для танцев.

Проспект Мира

С планом расширения города на запад формируется новый общественно-торговый центр Красноярска — Новособорная площадь (ныне площадь Революции). Название площадь получила из-за постройки на ней новой главной святыни Енисейской епархии — Богородице-Рождественского кафедрального собора. Позднее, во второй половине столетия город будет застраиваться ещё активнее, появится большое количество фамильным усадеб и домов, возведение гимназий, театров. Изобилие различных архитектурных стилей, свойственных тому времени, заметно жителям и гостям города и по сей день.

Новобазарная площадь. Фото 1910 года

Основные тенденции архитектурных изменений XX века были связаны со сменой власти и политического курса все страны. Название улиц, кварталов, площадей изменилось на те, которые известны нам сегодня. Величественные соборы сменились зданиями представительства советской власти, а усадьбы дворянских родов сменили своё предназначение под нужды коммунистического строя.

Исторические здания, отражающие классические стили XVIII и XIX веков представляли собой настоящую мозаику стилей и тенденций. Каждое здание не только отражает эпоху, в которой было построено, но и интерпретирует архитектурное наследие, добавляя к нему свою собственную изюминку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *