Разные уроки от непохожих учителей

Сентябрь — начало учебного года — самое верное время вспомнить, как мэтры русской прозы изображали учителей в своих произведениях. Каждый исторический период диктовал учителям новые требования и навязывал специфические вызовы, так что можно сказать с уверенностью одно: эта работа никогда не была простой.

  1. Савельич («Капитанская дочка», А.С. Пушкин)

«Дядька» главного героя пушкинской повести Петра Гринева не обладал полноценным образованием, а авторский каприз лишил его даже имени с фамилией. Собственно, профессиональные качества Савельича исчерпывает признание рассказчика: «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

851698

Актер Анатолий Шишков в образе Савельича в киноэкранизации «Капитанской дочки» ( 1958)

Это сполна компенсируют необычайные чувство долга, верность и забота о «дите» со стороны Савельича. Какие бы невзгоды не встречали Гринева на всем протяжении «Капитанской дочки», будь то требования о выплате карточного долга, мятежники-пугачевцы или ложное обвинение в измене, отважный «дядька» первым спешил помочь молодому барину.

И уж точно вневременными незатейливые поучения Савельича делают нелюбовь бывшего барского стремянного к выпивке, мотовству и азартным играм. Так что мудрый «дядька» может послужить верным помощником для неразумных «дитят» и в XXI веке.

  1. Карл Иванович («Детство», Л.Н. Толстой)

Типаж гувернера-иностранца в русской литературе XIX века было принято обыгрывать сатирически, представляя его шарлатаном, лентяем и неумехой, единственным критерием профессионализма которого служило иноземное происхождение. С общим фоном резко контрастирует наставник толстовского Николеньки Иртеньева и его братьев с сестрами.

Пожилой учитель из Саксонии хоть и не отличается глубиной академических познаний («Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал»), проявляет подлинную заботу и искреннюю любовь о своих подопечных («Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, <…> что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети»).

hello_html_m40066683

Карл Иванович на иллюстрации к изданию «Детства» от 1996 г.

Карл Иванович — один из немногих взрослых персонажей, о которых рассказчик (в котором, в свою очередь, отчетливо угадывается сам Лев Николаевич) отзывается с подлинной теплотой.

Прежде всего Николеньку Иртеньева восхищает то, как пройдя непростой жизненный путь, учитель сохранил чувство собственного достоинства вкупе со внутренним теплом, щедро делясь этим со всеми окружающими. Не будет преувеличением сказать, что фигура первого наставника окажет немалое влияние на последующие искания и мировоззренческие повороты Льва Николаевича.

  1. Беляков («Человек в футляре», А.П. Чехов)

Гимназические наставники и гувернеры нередко становились важными героями в произведениях Антона Павловича, но, безусловно, по степени колоритности никто из них не может конкурировать с учителем греческого языка Беликовым, главным героем рассказа «Человек в футляре», своего рода «антиэталоном» профессии.

Пресловутый «футляр» Беликова можно трактовать по-разному: от банального тревожного расстройства личности до своеобразного памятника описываемой Чеховым эпохи контрреформ, богатой на всякого рода циркуляры и постановления: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот».

135358321_AP_Chehov__Chelovek_v_futlyare_Povesti_i_rasskazy

Беликов на обложке современного сборника произведений А.П. Чехова

Важно другое: не будучи ни любимым, ни даже сколько-нибудь уважаемым окружающими, Беликов со своим неизменным «Так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло» умудрялся держать под контролем всю гимназию. «Да что гимназию? Весь город! <…> Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…».

Смерть чеховского Беликова представлена предельно комичной, а похороны — даже жизнеутверждающими, причем и для самого покойного («Выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет»), но типаж любителя всевозможных письменных распоряжений, строгих правил и неукоснительно соблюдаемых запретов в российской школе (да и во всем обществе), похоже, будет бессмертным.

  1. Виктор Николаевич Сорокин («Республика ШКИД», Г. Белых, Л. Пантелеев)

Под этим именем в автобиографической повести двух бывших петроградских беспризорников выведена фигура реального человека — их наставника, советского педагога В.Н. Сорока-Росинского.

Основные труды Виктора Николаевича пришлись как раз на ту эпоху, когда «золотое правило жизни» чеховского Беликова не работало: в 20-х годах ХХ века в Советской России еще не боялись «кабы чего не вышло» и решительно приветствовали всё новое и революционное. Потому и педагог, утверждавший, что вчерашние беспризорники и малолетние правонарушители — не «дефективные», а такие же, по сути, дети, как и живущие в семьях, мог безбоязненно воплощать свои идеи в жизнь.

Артист Сергей Юрский

Сергей Юрский в роли Викниксора в фильме «Республика ШКИД» (1966)

«Викниксор», как прозвали заведующего школой-интернатом беспокойные подопечные, удивительно амбивалентен. Он строг, но великодушен, умеет поддерживать дисциплину, не разбираясь в средствах, но при этом готов пойти на самые смелые эксперименты, ради того, чтобы помочь воспитанникам порвать с темным прошлым.

«Завшколой — суровая фигура. Грозные брови, пенсне на длинном носу и волосы ежиком. Начало педагогической деятельности Виктора Николаевича уходило далеко в глубь времен. О днях своей молодости он всегда вспоминал и рассказывал с любовью. Воспитанники боялись его, но скоро изучили и слабые стороны. Он любил петь и слушать песни. Часто, запершись во втором этаже в зале, он садился за рояль и начинал распевать на всю школу „Стеньку Разина» или „Дни нашей жизни»».

В.Н. Сорока-Росинский до преклонных лет продолжал перевоспитывать трудных подростков, не построив головокружительной карьеры и не снискав особых наград, однако изданная еще в 1927 году повесть «Республика ШКИД» стала в своем роде бесценным и уникальным памятником выдающемуся педагогу.

  1. Лидия Михайловна («Уроки французского», В.Г. Распутин)

Образ этого педагога тоже основан на детских воспоминаниях, пусть и является, в какой-то мере, собирательным, — на этом впоследствии в интервью журналистам настаивала сама учительница.

Подобно «Викниксору», Лидии Михайловне довелось работать в едва ли не самое тяжелое для профессии время — после разрушительной войны (только в данном случае не Гражданской, а Великой Отечественной). К тому времени педагоги уже перестают быть редкой и престижной профессией: школы в послевоенном СССР действуют практически по всей территории страны, вот только не все ученики, «воспитанные» военным временем, туда ходят исключительно за знаниями…

uroki_francuzkogo

«Уроки французского». Кадр из киноэкранизации рассказа (1978)

Любовь и уважение полуголодных, осиротевших и привыкших к отсутствию внимания со стороны взрослых детей можно было завоевать только неусыпным вниманием и заботой («Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания»).

Особенно это раскрывает главная сюжетная линия повести — забота учительницы о рассказчике — нуждающемся мальчике из глухой деревни. Помогая ему, Лидия Михайловна не боится вступить в конфликт с жесткими нормами морали сталинского времени (играть с учеником в азартную игру, чтобы под предлогом проигрышей помогать тому деньгами), и, в конечном счете, потерять работу. При этом расплата за верность принципам не взывала у молодой учительницы особого сожаления.


Конечно, учителей в русской литературе можно найти еще, и притом немало: добрых и злых, мягких и строгих, талантливых и посредственных. Но что служит общим выводом изо всех их непохожих судеб? Пожалуй, мысль о том, что подлинное признание коллег и подопечных в этой профессии может получить лишь бескорыстный, искренний и трудолюбивый человек со стальной волей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *