Не откладывал в сторону ни скальпель, ни священнический крест

Сегодня, 11 июня — день памяти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого; 1877–1961), святителя Церкви, выдающегося ученого и гениального хирурга. Начиная с 2016 года, в этот день также отмечается и праздник Собора святых Красноярской митрополии. Редакция сайта «Касьяновского дома» предлагает читателям ознакомиться с текстовыми вариантами двух посвященных святому Луке радиопередач. Они вышли в начале прошлого года на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) в рамках совместного с нашим центром проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». 

О первом пребывании в Приенисейской Сибири святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) тогда рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.


5LRUqXwoeeE1

ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович!

Трудно найти человека, который не знал бы сегодня святителя Луку (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского, выдающегося ученого и хирурга, профессора медицины.

В наших краях он почитается особо, потому что освятил их своим присутствием, с конца 1942 по начало 1944 года, возглавляя епископскую кафедру в Красноярске. Впрочем, в Сибирь в первый раз он попал еще в 1920-х годах и по той же безрадостной причине: отбывая ссылку по судебным приговорам безбожных властей. Но настолько удивительным был этот прославленный в лике святых архипастырь, что сумел обратить все лишения и гонения в благое дело, а место ссылки сделать местом служения Богу, проявив невероятную твердость духа.

В 1924 году он впервые прибыл в Сибирь этапом из Москвы, — сначала проехав половину страны в «столыпинском» вагоне, а затем преодолев еще 400 километров до Енисейска — на санях, в лютый мороз. По прибытии в город, где все незакрытые церкви удерживали раскольники-обновленцы, владыка Лука сразу развернул активную деятельность: сначала совершал богослужения на квартире, а потом решил возродить служение Господу в одном из опустевших енисейских храмов. «Однажды епископ Лука зашел в церковь в Енисейске, где давно уже не было служб, так как арестовали священника. Владыка взял у старосты ключи, отпер церковь и назначил Литургию», — вспоминал очевидец.

Transfiguration_Cathedral_(Eniseysk)

Спасо-Преображенский монастырь в современном Енисейске

На врачебный прием к нему шли непрестанно; так, что архипастырь записал у себя в дневнике:

— Было так много желающих попасть ко мне, что в первые же дни оказалось необходимым вести запись больных. Эта запись, начатая в первых числах марта, скоро достигла дня Святой Троицы.

Тогда же владыка-хирург провел уникальную операцию. По свидетельству жительницы Енисейска, он пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче.

Конечно, архипастырское служение ссыльного владыки вызвало крайнее недовольство у властей. Как рассказывает главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин, архипастыря-хирурга решили отправить дальше на север — в Туруханск.

ГМ: Епископа Луку отправляют сначала в Богучанский район, а затем в Туруханск, и там верующие жители встречают архипастыря, в буквальном смысле слова, встав на колени — прямо на берегу Енисея. Конечно, это само по себе уже было знаком, который светские власти не могли не заметить…

Примечательно и другое: буквально пары бесед с благочинным церквей Туруханского округа иереем Мартином Римшей владыке хватило, чтобы священник отказался подчиняться обновлеческому «архиерею» (что он вынужденно делал ранее) и вернулся в лоно канонической Церкви. Фактически, епископ Лука сам стал исполнять обязанности правящего архиерея на приенисейской земле, — этого он не будет отрицать и на допросах в НКВД в 1939 году, перед второй своей ссылкой в Красноярский край.

69

Признавали это и сами обновленцы. Один активный деятель из их местного «актива» сообщал в письме на имя раскольнического «архипастыря»:

— «Дело особенно портится еще следующими привходящими обстоятельствами: в северной части Енис[ейской] губ[ернии] находится в ссылке епископ ЛУКА (ставленник, кажется Андрея Уфимского) откуда он не знаю, кажется, именуется Ташкентским. Этот ЛУКА в Енисейске действует иногда епископски: служит, рукополагает и тому под[обное]. Держится реакционно и непримиримо. Священников даже косвенно причастных к Ж[ивой] Ц[еркви] ненавидит и называет еретиками. Строгость его тяжела даже и его последователям. Запрашивают меня как быть? Теперь он передвинут в Туруханск врачом (он бывший профессор-хирург) и, может быть, там несколько успокоится».

Но, как мы теперь знаем, будущий святитель Церкви не «успокоился» и в Туруханске. Владыка Лука, не оставляя и врачебных дел, всеми силами стремился возродить церковную жизнь на берегах Енисея. Можно без патетики сказать, что в равной степени он не откладывал в сторону ни скальпель, ни священнический крест.

Конец же пребыванию епископа в Туруханске положил следующий, достаточно широко известный эпизод. На прием к нему пришла супруга брата местного крупного советского деятеля Филиппа Бабкина. Привела она с собой сына, и на вопрос владыки Луки: «Как зовут вашего мальчика?», она ответила: «Атом». «А почему не назвали поленом…» — поинтересовался епископ-хирург в ответ.

И даже несмотря на то, что медицинскую помощь ребенку будущий святитель, конечно, оказал, та советская дама была глубоко возмущена. Она с мужем доносит в «компетентные органы» на владыку Луку, туруханские чекисты заводят новое следственное дело, и ссыльного архиерея решают отправить на верную гибель — к берегам Северного Ледовитого океана..

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Улица памяти святителя в современном селе Туруханск

ДВ: В итоге владыку Луку отправляют в Плахино — глухое местечко в Заполярье на берегу Енисея. В «поселке» стояли всего лишь три избы, в одной из них и поселили владыку. Как вспоминал будущий архиепископ позднее, в окнах и углах зияли щели и дыры, из-за которых на полу лежал снег.

Но даже здесь он не забывал о священном сане и служении Церкви — притом, что у него не было ни одной богослужебной книги и предмета богослужебного облачения! Когда местные жители попросили крестить двоих детей, епископ Лука согласился: из полотенца он сделал себе епитрахиль, а молитвы читал по памяти. Будущий святой напишет в своём дневнике: «Жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а всё время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели».

Жители Туруханска же в это время стали требовать возвращения пастыря обратно, — рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин

ГМ: Жители Туруханска быстро узнали, куда отправили их любимого владыку. И когда от неоказания своевременной медицинской помощи скончался один из местных крестьян, то возмущению туруханцев не было предела. Обстановка накалилась, возникла угроза вооруженного бунта, и местные власти были вынуждены владыку Луку вернуть.

В Туруханске его вновь ждала достойная архипастыря встреча, вновь его нескрываемым почетом и уважением окружили местные верующие. И советская власть предпочитала на это закрывать глаза. А потом было окончание присужденного срока ссылки, возвращение в Енисейск — возвращение триумфальное, ведь к тому времени посаженные епископом Лукой зерна проросли, и многие городские храмы вернули канонической Церкви.

5770_3

В.Ф. Войно-Ясенецкий ведет хирургическую операцию в земской больнице (дореволюционное фото). Источник: foma.ru.

В Красноярске же епископскую кафедру возглавлял другой будущий святой — священномученик Амфилохий (Скворцов), и оба владыки успели к тому времени вступить переписку. Потому и по прибытии в столицу губернии — это было 31 декабря 1925 года — владыка Лука первым делом направился к правящему архиерею.

Владыка Амфилохий помог своему собрату-архипастырю с поиском квартиры, затем святитель Лука должен был «отметиться» в местном управлении ОГПУ. И, упомянув об этой неприятной и необходимой в условиях тех лет детали, нельзя не рассказать еще об одном примечательном эпизоде.

Губернское управление ОГПУ располагалось тогда в бывшем магазине купца Савельева, на перекрестке бывших Гостинской улицы и Садового переулка. Сейчас это здание встроено в известный многим поколениям красноярцев квартал между проспектом Мира, улицами Карла Маркса, Дзержинского и Диктатуры Пролетариата. И из окон некогда купеческого дома, конечно, в те годы еще можно было увидеть величественный Богородице-Рождественский кафедральный собор, уже захваченный к тому времени обновленцами.

«Их мы в грош не ставим, а таких как вы — уважаем», — сказал 2 января 1926 г.  владыке Луке участвовавший в допросе помощник начальника управления, перехватив взгляд архипастыря. И сам допрос прошел достаточно мягко, в уважительном и спокойном духе…

Так что же это было? Изменения в политике властей по отношению к Церкви? А, быть может, некая искренность, проявление уважения за мужественно пройденные святителем в Енисейске, Туруханске и Плахино испытания? Как бы то ни было, архипастырю позволили в преддверии Рождества Христова совершить вместе с епископом Амфилохием Всенощную, а назавтра и Литургию в старинном Воскресенском соборе, а еще через несколько дней его отвезли на железнодорожный вокзал. В начале январе 1926 года епископ Лука (Войно-Ясенецкий) покинул Красноярск, но, как мы знаем, — не навсегда.

ДВ: Уже вернувшись в Ташкент и вспоминая об этом жизненном испытании, владыка напишет в своем дневнике: «В ссылку я поехал вполне здоровым человеком, а из нее вернулся почти инвалидом». Но не пройдёт и пятнадцати лет, как архиепископу Луке придется вновь отправиться в Красноярский край. Но об этом подробнее мы расскажем в следующей нашей программе…

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *