Неоспоримое решение

4805994

Первый лист грамоты Государей Ивана и Петра Алексеевича гетману Ивану Самойловичу, середина ноября 1685 г. © ЦНЦ «Православная энциклопедия»

Недавние новости из турецкой столицы Стамбула буквально потрясли сами основы мирового Православия. Думаю, читателю нет нужды обстоятельно пояснять о чем идет речь: 11 октября Синод Константинопольского Патриархата отменил собственное решение 1686 года о переходе Киевской митрополии в состав Русской Церкви.

Этот беспрецедентный шаг стал одним из серии сомнительных ходов в странной игре Фанара (этой метонимией — в честь стамбульского района, где расположена Патриаршая резиденция — часто называют священноначалие Константинопольской Церкви), направленной на усугубление кризиса Православия в Украине. Игре, почти неотличимой от политической и имеющей лишь опосредованное отношение к учению Христа.

Не касаясь напрямую этой болезненной темы, постараемся понять: а чем был вызван тот акт более чем 330-летней давности и возможно ли одним росчерком пера перечеркнуть его исторические последствия?

Объединиться чтобы выжить

Как известно, единство русских земель нарушили роковые события середины XIII века. Восточные и северные княжества тогда преимущественно оказались под монгольским игом, а западнорусские земли (будущие Украина и Беларусь) — перешли под власть Великого княжества Литовского. Правда, на церковном уровне это долгое время не находило отражения: номинально целостная Киевская митрополия продолжала существовать вплоть до середины XV века. Только в 1458–1461 гг. московские митрополиты получили титул Московских и всея Руси, а иерархи западной Руси, с кафедрой в литовском Вильно (ныне — Вильнюс), стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси.

Жизнь новой Киевской митрополии, учрежденной на западных русских землях, трудно было назвать простой. Литва год от года всё больше тяготела к традиционно непримиримо-католической Польше, от чего православным духовенству и верующим приходилось испытывать немалое давление. Виленские иерархи пытались найти выход из ситуации, демонстрируя лояльность непрочной Ферраро-Флорентийской унии 1439 года (номинально восстановившей единство восточного и западного христианских миров), но на практике это не всегда спасало их от католической экспансии.

Заключение Люблинской унии 1569 года, объединившей Польшу и Литву, на картине польского художника Яна Матейко

Заключение Люблинской унии 1569 года, объединившей Польшу и Литву, на картине польского художника Яна Матейко

В 1569 году Литва и Польша составили единое государство — Речь Посполитую — и положение православного населения стало откровенно шатким. Кульминацией этому стала пресловутая Брестская уния 1596 года: ряд епископов Киевской митрополии заявили о принятии католического вероучения и своем переходе в подчинение римскому папе (при условии сохранения богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке). Документ расколол между собой православных Речи Посполитой: очень многие отказались признавать фактическую капитуляцию перед католиками. Лишь в 1620 году была восстановлена Киевская митрополия с подчинением Константинопольскому Патриарху, и только в 1633 году митрополиту Петру (Могиле) удалось добиться признания минимальных прав Православной Церкви на польско-литовской территории.

Переяславская рада на картине М.И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1654)

Переяславская рада на картине М.И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1952)

Тем не менее, все эти успехи носили половинчатый и неполноценный характер. С каждым годом становилось очевидным, что только воссоединение с Русской Церковью (получившей окончательное признание автокефалии в 1589 году) может гарантировать православным верующим Украины и Беларуси надежную защиту прав. Одной Переяславской рады (собрания представителей запорожского казачества, постановившего в 1654 году воссоединить территорию войска и Русское царство) для этого было явно недостаточно.

Перед лицом войны и по воле народа

В середине XVII века украинско-белорусские земли оказались в эпицентре очередной войны Русского царства против Речи Посполитой (1654–1687 гг.). Споры внутри Войска Запорожского (чьи границы примерно соответствовали нынешним территориям Украины и Беларуси) о том, какая сторона более заслуживает поддержки, спровоцировала кровопролитную гражданскую войну — т.н. «Руину». Трагические события стали новым подтверждением тому, что находящийся за тысячи километров и лишенный реального влияния на международную политику Вселенский Патриарх в Константинополе мало чем может помочь своей номинальной пастве. Фанар не мог даже утвердить нового епископа на киевскую кафедру, оставшуюся вдовствующей в 1675 году.

Так что движение в пользу присоединения к Русской Православной Церкви зарождалось естественным путем и без чьего бы то ни было указа «сверху». К началу 1680-х годов за переход под московскую юрисдикцию выступало уже большинство духовенства и казачьей старшины во главе с гетманом Иваном Самойловичем. Конечно, эти голоса не могли не быть услышанными в Москве — как царицей-регентом Софьей Алексеевной, так и Святейшим Патриархом Иоакимом.

Василий Перов. «Никита Пустосвят. Спор о вере». Слева — царевна Софья и Патриарх Иоаким

Василий Перов. «Никита Пустосвят. Спор о вере». Слева — царевна Софья и Патриарх Иоаким

Небезынтересно, что тот же владыка Иоаким вначале не спешил проявлять излишнее рвение в украинском вопросе. В своей грамоте гетману Самойловичу от 1683 года Патриарх признал необходимость решения проблемы с замещением киевской кафедры, но пока еще не решился поддержать переход украинских и белорусских земель в свою юрисдикцию. Вопрос долгое время осложнял субъективный фактор; Русская Церковь и запорожский гетман видели в качестве нового киевского митрополита двух разных иерархов, что серьезно мешало переговорам.

И весьма примечательно, что московская сторона в итоге сделает шаг навстречу Киеву: в 1685 году новым правящим архиереем станет как раз поддерживаемый гетманом епископ Гедеон (князь Святополк-Четвертинский). Более того, Священноначалие Русской Церкви впоследствии закрепит за Киевской митрополией широчайшую автономию, что позволяет сегодня лишь наиболее ангажированным и нечестным комментаторам называть решение 1686 года «церковной аннексией».

Добрая воля Стамбула против хитрости Константинополя

Непростые переговоры русских посланников и Константинопольского Патриархата о передаче Киевской митрополии начались в 1684 году. Первоначально они успехов не имели: Патриарх Иаков принял щедрые дары от послов из Москвы, но свое согласие на переподчинение киевской кафедры так и не дал.

«Похоже, что в Константинопольской Патриархии, хорошо понимая, что не пойти навстречу пожеланиям Московского правительства было бы равносильно отказу от щедрой московской милостыни, за счет которой только и существовали Восточные Патриархаты в Османской империи, решили как следует поторговаться и продать свое согласие на уступку Киева как можно дороже», — справедливо отмечает современный российский церковный историк Владислав Петрушко.

Действительно, читая о событиях 330-летней давности, трудно отогнать от мысль, что восточные архиереи превратили серьезнейшие обсуждения не то в азартную игру, не то в странный аукцион. Словно легкомысленная девушка, они почти что выклянчивали дорогие подарки, после чего пытались водить гостей из Москвы и Киева за нос, ссылаясь на невозможность принятия столь важного решения без одобрения властей Османской империи — мусульман по вероисповеданию.

В итоге, как ни парадоксально, именно с султанским двором русский подьячий Никита Алексеев и решил вопрос о передаче Киевской митрополии. Турки в 1686 году вели войну с целым блоком европейских государств, поэтому и были заинтересованы в жестах доброй воли в пользу Москвы, опасаясь расширения христианской коалиции. В результате, возвращенный турками на Предстоятельство в Константинополе Патриарх Дионисий IV выразил согласие на переход Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

Границы Речи Посполитой и Русского Царства по «Вечному миру» 1686 года: как видно, почти вся современная Беларусь и часть Украины остались под польско-литовской властью

Границы Речи Посполитой и Русского Царства по «Вечному миру» 1686 года: как видно, почти вся современная Беларусь и часть Украины остались под польско-литовской властью

 А вдвойне это решение в том же 1686 году закрепил «Вечный мир» между Речью Посполитой и Русским царством: Левобережная и большая часть Правобережной Украины окончательно закреплялись за Москвой. При этом поляки признали за московским Патриархом и оставшихся на польской территории православных.


Решение о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью носило постоянный характер. «Мы в последнее время немало поработали в архивах и нашли всю имеющуюся документацию по этим событиям — 900 страниц документов как на греческом, так и на русском языке, — сообщил в связи с последними событиями Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. — Они совершенно четко показывают, что Киевская митрополия была включена в состав Московского Патриархата решением Константинопольского Патриарха, и временный характер этого решения нигде не оговаривался, никакой срок не был поставлен».

Важно помнить и другое: каноническая территория Киевской митрополии XVII века простиралась намного дальше, чем у сегодняшней Украинской Православной Церкви. Тогда под духовной властью Киева находились и белорусские, и литовские земли, и даже некоторые районы современной Российской Федерации. Так что «отмена» решения 1686 года ставит — по крайней мере, формально — под вопрос статус законной Церкви не только в одной Украине. Другое дело, что реально «отменить» решение многовековой давности, принятое под влиянием целого комплекса объективных факторов, уже попросту невозможно.

Максим Рычков

Максим Рычков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *