В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел первый в 2018 году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О епископе Антонии (Миловидове), управлявшем Красноярской епархией в 1933–1934 годах, рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. Для того, чтобы продолжить наш рассказ о красноярских архиереях, несших служение в период между двумя мировыми войнами, я приглашаю вас, уважаемые слушатели, вновь посетить выставку «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой» в филиале музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».
Здесь гостей уже ожидает наш эксперт — главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин, — и у него в руках удивительный документ, начертанный рукой человека, которому и посвящена сегодняшняя программа.
ГМ: Это документ из фондов «Касьяновского дома», написанный епископом Ачинского и Минусинского Антония Миловидова 14 декабря 1934 года. В нем говорится о награждении одного из немногочисленных священников, которые ещё оставались на Красноярской земле в страшные для нашей страны 30-е годы. Награждался тот пастырь ко дню Светлого Христова Воскресения в 1935 году наперсным крестом.
Удивительный это документ; ведь порою возникает ощущение, что церковная жизнь в Приенисейской Сибири застыла после отъезда епископа Павла (Павловского). Но, как мы видим, она продолжалась: и священники несли свой нелегкий крест, и архиереи пытались духовную жизнь на территории края поддерживать.
Владыка Антоний (Миловидов), который был назначен 11 июня 1933 года на нашу кафедру, происходил из дворян, вырос в семье профессора. Служить Святой Церкви он стал еще до революционных событий в России, а в 1917–1918 годах, он уже, будучи монашествующим, участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. То есть, как личность будущий епископ сложился еще в те времена, когда мало кто мог и помыслить даже о возможности «воинствующего атеизма».
20-е годы ХХ века для владыки Антония, как и для подавляющего большинства иерархов Русской Церкви, стали временем нелегких испытаний: тюрьмой, ссылками и исправительными лагерями. Как и многие из числа своих предшественников и преемников на красноярской кафедре, он лично знал епископов, почитаемых ныне в лике святых. Так, во епископы архимандрита Антония летом 1925 года рукоположили ссыльные архиереи во главе со святителем Андреем (Ухтомский) — равно как и несколькими годами ранее святителя Луку (Войно-Ясенецкого).
Владыка Антоний отличался активнейшей позицией по вопросам церковной жизни. Поэтому и в тюрьму первый раз он угодил еще в 1920 году за «контрреволюционную агитацию». Так в те времена безбожные власти попытки трактовали любые попытки обустроить разрушенную Гражданской войной церковную жизнь.
Все те, кому доводилось знать этого иерарха и на свободе, и в местах заключения не могли забыть о личных встречах с ним и услышанных из его уст проповедях. Все единодушно сходились: епископ Антоний: отстаивал высшие евангельские идеалы не только на словах, но и реальными делами. Поэтому для красноярской паствы назначение такого иерарха не могло не быть важным событием.
ДВ: Известно, что еще в 1922 году Владимир Ленин дал большевикам наказ: «Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». И, как пишет в своей книге историк профессор Владимир Лисичкин: «Большевики в точности исполнили указание: Священный Синод во главе с Патриархом Тихоном был арестован в мае 1922 г.; …архиепископ Пермский Андроник живым закопан в землю; епископ Тобольский Гермоген разрублен на мелкие кусочки лопастями парохода, будучи для потехи партийной и чекистской публики привязан к пароходным колесам; архиепископа Черниговского Василия, как Христа, распяли на кресте и сожгли».
И будущего красноярского епископа, Антония (Миловидова), тоже ожидала мученическая кончина, — рассказывает историк церкви Геннадий Малашин.
ГМ: Новое назначение в Красноярск епископ Антоний получил в 1933 году, только отбыв очередной трехлетний срок в Красновишерских лагерях (нынешний Пермский край). Наказание от богоборческих властей ему было дано за то, что иерарх устроил собрание епархиального духовенства, подняв, на нем, в частности, вопросы перспектив церковной жизни, в том числе — возможности созыва Поместного Церковного Собора.
Едва успев принять бразды правления Красноярской епархией, Владыка в 1934 году оказывается переведенным на Ачинскую кафедру. В те тяжелые для Церкви годы очень многие кадровые решения объяснялись не волей Священноначалия, а новой ссылкой, в которую отправляли того или иного иерарха. Так и произошло с владыкой Антонием: недовольство у властей вызвали многочисленные попытки епископа хоть что-то сделать для своих собратьев по духовному сану, многим он пытался помочь в меру имевшихся скромных возможностей. В первую очередь, речь шла о поддержке ссыльных архиереев, живших на территории созданного в том же 1934 году Красноярского края, ставшего одним из основных мест заключения и ссылок, в том числе для православных архиереев и священнослужителей.
Владыка Антоний пытался им помогать. И вот, в 1936 году, после очередного ареста, следователь будет в тюрьме его допрашивать: «У вас существовала нелегальная касса по оказанию помощи осужденному контрреволюционному духовенству. Скажите, кому вы пересылали деньги?». И Архипастырь ответит на этот вопрос:
— В августе 1936 года, я послал 50 рублей осужденному и отбывающему наказание в бандитских лагерях епископу красноярскому Феофану (Еланскому), своему преемнику на кафедре. В августе или сентябре переслал в Петропавловск 30 рублей находящемуся в ссылке иеромонаху. В это же время переслал рубашку архиепископу Амфилохию (Скворцову), А в октябре, переслал через монахиню 10 рублей знакомому диакону Зайцеву, отбывавшему наказание в Казахстане.
И каждый раз владыка Антоний делился последними личными средствами. Никакой «кассы», конечно же, у него не было. Вот такой архиерей занимал красноярскую кафедру это недолгое время.
Мы очень мало, к сожалению, знаем об этом времени, хотя дошли до нас воспоминания потомков людей, участвовавших в то время в церковной жизни. И мы знаем, что владыка пытался возродить хотя бы какую-то духовную жизнь вне церковной ограды, ведь и храмов-то практически уже и не оставалось.
Он встречался с верующими на квартирах, пытался поддерживать их морально, часто виделся с монахинями упраздненных обителей. По-своему высоко эту деятельность оценили безбожные власти, отправив владыку на его Голгофу.
Владыка Антоний еще успеет принять новую епископскую кафедру (существовавшей в 30-е годы Омской и Челябинской епархии). Там и настигнет его последний арест. Следователь обстоятельно укажет: «епископом Миловидовым в течение 30-х годов проводилась контрреволюционная работа по организации кадров духовенства на борьбу с советской властью. Для этой цели он высказывал среди них фашистские идеи и ободрял на борьбу, призывал надеяться на помощь интервенции».
Собственно говоря, судьбу какого из репрессированных в 30-е годы иерархов мы бы не разбирали, мы везде найдем одно и то же. Епископат – это поголовно «контрреволюционеры», «шпионы», устроители «подрывных организаций», куда входили все священники и верующие.
Если говорить о финале жизни епископа Антония, то надо отметить, что он был последовательно осужден к расстрелу сначала по одной, затем по другой статьям, по двум разным следственным делам. Уже будучи правящим архиереем в Западной Сибири, он, якобы, возглавлял несуществующую «Партию угнетенных христиан» («ПУХ») и командовал не менее мифической «повстанческо-террористической организацией» духовенства Челябинской области.
Мученическую смерть Архипастырь принял 4 октября 1937 года под Челябинском.
ДВ: Надо заметить, что епископа Антония расстреляли вместе с другими священниками и мирянами, всего их было 127 человек. В 1958 году иерарха реабилитировали посмертно: постановление «тройки» НКВД было отменено, а дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Хотя и нам с вами понятно, что здесь уместнее говорить о преступлении другой стороны — той, которая так запросто расстреливала невинных людей, называя это делом государственной важности. И это, дорогие друзья, начало самого тяжелого времени в жизни нашей страны и православного Красноярья в частности. О нем подробно мы поговорим в следующей программе. До новых встреч!