Боковикова Т.А. Музейная среда как средство сохранения духовных традиций русского народа

В статье затрагиваются вопросы воспитания подрастающего поколения средствами предметного мира музея, «одушевленными» предшествующими поколениями, говорится о передаче духовного наследия от поколения к поколению.

Формы работы школьного музея базируются на принципах музейной педагогики, определяющих прежде всего образовательные задачи с ориентацией на детскую и семейную аудиторию.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников, цели и задачи которой направлены на формирование духовно-нравственных ориентиров в воспитании личности гражданина России, в воспитании его духовной культуры, в выстраивании системы базовых национальных ценностей. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям извне, воспитывая и укрепляя тот стержень, благодаря которому человек состоится как личность.

Одним из факторов повышения эффективности социального воспитания является культура. Именно культура помогает сохранять и передавать духовные и культурные ценности подрастающему поколению, именно культура является средством воспитания глубоко нравственной личности. Точками, где собраны ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений, являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества. В связи с этим огромная роль отводится государственным музеям различных профилей и направленностей, а также их «младшим братьям» — школьным музеям, как форме наиболее мобильной, интерактивной, где все можно потрогать руками, включить в процесс познания тактильное восприятие мира, что так необходимо воспитанникам детского сада и школьникам младшей ступени.

Образовательный потенциал школьного музея должен использоваться ежедневно и ежечасно, служить сегодняшнему дню, сегодняшнему уроку, так как музей сочетает в себе научную, социально-педагогическую и культурно-просветительскую составляющие.

Культура — понятие многозначное, и существует огромное количество определений, отражающих ее содержание, но объединяет все эти определения признание культуры совокупностью материальных и духовных ценностей, всегда обращенных к своему создателю и преемнику — человеку. Работая над проектом своего школьного литературно-краеведческого музея «Наследие», мы поставили перед собой цель: создание культурно-просветительского пространства в рамках школьного музея не только для учащихся нашей школы, но и для жителей микрорайона имени Героя Советского союза И.А.Борисевича. Это было обусловлено тем, что музей, сохраняя материализованные свидетельства ушедших в прошлое эпох, памятники культуры и искусства и другие творческие достижения человека, подчеркивает важность системы его духовных и материальных связей с миром во всем многообразии и противоречивости. А музей как раз и является той идеальной формой, где рядом могут соседствовать совершенно несовместимые в обычной жизни вещи и понятия. Например, в музее никогда не встанет вопрос: а можно ли разместить в витрине барельеф Сталина или бюст Ленина? Ведь это же наша история, и все должны ее знать.

Любой школьный музей формирует свои фонды по традиционным законам и правилам, но в том и отличие школьного музея от государственного, что он решает прежде всего образовательные задачи с ориентацией на детскую и семейную аудиторию.

Формами работы школьного музея «Наследие» являются:

• интегрированные уроки и классные часы в музейной среде, связанные с историей, литературой и культурой Красноярского края;
• студии и кружки: «Родослов», «Юный археолог», «Архивариус», «Рукодельница», «Реставратор», «Керамика»;
• экскурсии по выставкам и экспозициям (постоянным и временным);
• встречи с деятелями культуры, искусства и т.д.;
• фестивали, конкурсы и праздники;
• исследовательские работы учащихся с использованием архив-
ных данных и предметного мира музея;
• пресс-центр: издание газеты «Реликвия», информационных, научных и методических материалов на различных носителях;
• проектирование;
• фонд детского и семейного творчества;
• архив материалов, в том числе и семейных, об участниках Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и локальных войн;
• поисковая работа;
• музейно-педагогическая практика студентов КГПУ им. В.П. Астафьева;
• базовая образовательная площадка КК ИПК РО по теме «Современные педагогические технологии в преподавании литературы.

Данные формы работы осуществляются благодаря методу тщательного отбора только того, что дает действенный результат, что способствуют формированию исторической памяти, воспитанию чувства большой и малой Родины, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культуры, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эти формы работы базируются на принципах музейной педагогики, представленных Б.А. Столяровым , и которых музей придерживается в своей деятельности:

• интерактивность;
• комплексность, означающая здесь включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);
• программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ, и в которых прослеживается соответствие данного материала учебным программам, если дается материал по предмету, и специально разработанным музейным программам. Например, это те программы, по которым ведутся занятия в нашем музее: «Отечество славлю, которое есть!», состоящая из 9 модулей и охватывающая детей в возрасте от 5 до 17лет, «Школьное музееведение» для 8—9 классов с профильным обучением, «Литературное наследие Сибири» для 10—11 классов.

Таким образом, музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов, в ходе которой формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического или материально-художественного творчества. Творческое раскрытие личности невозможно без осмысления им духовных ценностей, с которыми ребенок знакомится в музее, пусть и на подсознательном уровне, если он еще мал. Это осмысление происходит благодаря тому, что музей создает новые отношения между человеком и экспонатом, человеком и общественной средой, становится способом выявления наклонностей и раскрытия креативности ребенка. Именно в музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, так как возможно погружение в культуру прошлого через исследовательскую и поисковую деятельность, через знакомство с лучшими образцами культуры, народными традициями, обычаями и обрядами.

Профиль музея — литературно-краеведческий, он предполагает привлечение широкого круга самых разных людей, объединяющихся на основе общих интересов, связанных с общественной деятельностью музея, с тематикой его экспозиций, содержанием коллекций музея. Такое неформальное, межличностное общение привлекает в школьный музей людей самых разных профессий, интересов и возрастов.

Так, например, в экспедиции по поиску дальнего бомбардировщика «Ил-4», потерпевшего катастрофу 6 мая 1943 года в глухой тайге Березовского (Советского) района Красноярского края, были задействованы люди от двенадцати до восьмидесяти семи лет. И это была очень дружная и творческая группа, иначе экспедиция не была бы такой успешной. Неформальное общение людей разных поколений, объединенных одним нужным и, я не побоюсь этого слова, святым делом, принесло реальный результат: через 68 лет в глухой тайге было найдено место падения и останки самолета. На месте гибели летчиков А.К. Бондарева и Н.И. Шелакина их родственники установили памятную мемориальную плиту. Перед экспедицией мы получили благословение отца Владимира, настоятеля церкви пгт Березовка.

Еще один пример такого общения — история установки на территории школы памятного камня Героям Советского союза, жившим и работавшим в Ленинском районе г. Красноярска: артиллеристу Ивану Андреевичу Борисевичу, танкисту Петру Филипповичу Гриболеву, пехотинцу Федору Ивановичу Ашмарову. Многолетняя дружба с Ленинской общественной организацией «Боевое братство», расположение школы близ кладбища «Шинниковское», за воинскими захоронениями которого мы с ребятами давно ухаживаем, подтолкнули на создание совместного социально-образовательного проекта «Курган воинской славы» по увековечению памяти всех воинов, погибших за наше Отечество. Сначала мы предполагали, что сквер Памяти воинов будет расположен вблизи школы, а потом, познакомившись с отцом Григорием, настоятелем храма святого великомученника Пантелеимона, узнали, что на въезде к кладбищу будет строиться церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Отец Григорий с радостью согласился с нашей идеей и предложил место, где бы сквер примкнул к церковной ограде. Пока на этом месте расположен крест. А о нашей идее узнал руководитель администрации Ленинского района г. Красноярска А.А. Клименко и предложил свой вариант. Сейчас напротив школьного крыльца стоит памятный камень, около которого проходят школьные мероприятия патриотической направленности, а 9 Мая, в День Победы — пост №1, на котором в почетном карауле стоят лучшие ученики школы. Это яркий пример воспитания подрастающего поколения средствами музейной среды. Ведь где, как не в музее, с такой легкостью можно объединить в единое целое все мудрое, ценное, что накопило человечество! Таким образом, гражданственность и патриотизм, культура и этические нормы воспитываются не на абстрактных примерах, а на истории родного края, на примерах из жизни наших земляков, которые помогают формировать у учеников активную гражданскую позицию.

Библиографические сведения

1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004, С. 84.

Опубликовано в: XII Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения. — Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *