Герасимова А.А. Результаты анкетирования школьников на предмет осведомлённости о православном искусстве

Православная культура неотделима от сознания русского человека. Несмотря на годы советского атеизма и трудностей восстановления традиции, на многонациональность государства и его светскую основу, православие ввиду множества причин было и остаётся одним из мощнейших фундаментов культуры России. Доказывать это нет необходимости: мы продолжаем отмечать христианские праздники, русская литература, классическая и современная, сплошь пронизана реминисценциями из священных преданий, новые и старинные церкви до сих пор являются одним из важнейших градообразующих факторов.

Но сейчас крещение новорождённых, воскресные походы в церковь, изучение Библии и другое не являются обязательными составляющими воспитания детей. Зачастую дети обладают лишь обрывочными знаниями о православии, а тем более — о православии в искусстве. Насколько дети знакомы с православным искусством — вопрос, имеющий практическое значение: это важно при организации музейных мероприятий. Кроме того, эти данные являются ещё одним показателем уровня эрудиции и просвещённости современных русских школьников.

Опрос проводился среди школьников примерно одного возраста: от 4 до 8 класса. Среди опрашиваемых были класс художественной школы и четвёртый класс, прошедший курс «Основы православной культуры», а также обычные классы общеобразовательных школ. Всего в опросе приняло участие пятьдесят восемь школьников.

Ниже вы можете ознакомиться с вопросами, которые получали школьники. На них дети отвечали в присутствии учителя или представителя музея. На это им давалось примерно 10—15 минут без времени на подготовку.

1. Знакомы ли вы с древнерусским искусством и его особенностями? Хотели бы вы знать о нём больше?

2. Какой князь и в каком году совершил крещение Руси? Кому поклонялись люди до принятия христианства?

3. Зачем нужна икона?

4. Кого изображают на иконах?

5. Каких русских иконописцев вы знаете?

6. Зачем, по-вашему, церковь всегда богато украшают?

7. Что символизирует купол православного храма?

8. Какие библейские сюжеты вы помните?

9. Знакомы ли вам эти иконы? Что на них изображено? (Школьни-
ки видят только изображения нижеперечисленных икон:

«Владимирская Богоматерь». XII в.;

«Троица». Андрей Рублев. XV в.;

«Ангел Златые Власы». XII в.;

«Распятие». Дионисий. 1500 г.

10. Подумайте, является ли икона произведением искусства? Почему?

11. Бывали ли вы в отделе русской иконы Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова? Хотели бы посетить его?

Анкета ориентирована на выявление знаний исторических фактов, личностей, сюжетов, понимания соотношения персонажей и событий, понимание специфики православия и православного искусства, умения аналитически рассуждать.

Вопрос, изучаемый детьми в рамках школьной программы, не вызвал особых проблем: большинство опрашиваемых знакомы с фактами, относящимися к Крещению Руси. Хотя, в некоторых ответах мы видим явную путаницу: Иван Грозный, Пётр Первый, Юрий Долгорукий и т. д.

Вопрос, зачем нужна икона, выявляет следующее: большинство (56%) считает, что икона нужна для того, чтобы молиться Богу. Некоторые дети отвечают, что молятся самой иконе. Также отвечают, «чтобы икона оберегала и помогала, чтобы в доме было покойно, чтобы замаливать грехи, чтобы ясно представлять, кому молишься». Особенно интересен ответ, «чтобы через неё общаться с Богом, чтобы строить связь с Богом». Ответы детей показывают, что не все понимают специфику предназначения иконы, часто замечают лишь поверхностное: процесс моления, который перед ней происходит, не видя сути этого процесса, но в некоторых случаях дети обнаруживают глубокое понимание иконы.

Следующий вопрос даёт представление о знакомстве школьников с персонажами священных текстов и религиозных изображений. Среди ответов мы видим Бога, Божью матерь, Иисуса, святых, мучеников. Также присутствуют версии, являющиеся примером нечёткого представления детей о христианстве, а также не совсем привычные формулировки: «Божья матушка», например.

Основная масса на вопрос об иконописцах знает имя Андрея Рублёва (69%). Изредка ученики называют других иконописцев. Три школьника в разных классах называют до пяти иконописцев, в том числе — не широко известных.

На вопрос о причинах богатого украшения церкви мы получили множество самых разных ответов; много ответов, пытающихся понять символику и смысл красоты храмов: потому что там дом Бога; чтобы показать Божью красоту; чтобы в церкви были мир и спокойствие; чтобы было приятно и празднично туда ходить; чтобы уподобить её раю; чтобы приблизить храм к небу; подчеркнуть радость веры; отдать дань Богу, потому что это священное место.

Негативные ответы: потому что люди дают слишком много пожертвований; чтобы внушить людям веру; не нужно богато украшать, достаточно содержать храм в чистоте.

И ответы без понимания православного мировосприятия: упокоить усопших; для задабривания богов.

Что символизирует купол православного храма? 52% дают интересные ответы: солнце; дорогу к небу; небо; рай; защиту верующих; место святых сил.

Какие библейские сюжеты вы помните? Этот вопрос выявляет непонимание многими детьми понятия «сюжет», тем более — библейский. Здесь оказываются кинофильм «Остров», убиение своего сына Иваном Грозным, перечисление священных текстов христианства, сюжеты иконописи (Богоматерь с младенцем Христом). Можно отметить, что с возрастом у школьников представление о том, что есть сюжет, становится более чётким. Подробно сюжеты называют от сотворения мира до Потопа, также перечисляются притчи. Из жизни Христа называют его рождение, распятие, в единичных случаях — крещение, явление Христа народу или такой сюжет, как, к примеру, Иисус и Понтий Пилат.

Далее спрашивалось о конкретных иконах. Предлагалось вспомнить их настоящее название и автора или предположить то и другое.

В случае с первой же иконой, Владимирской Богоматери, можно обратить внимание на связь, которую устанавливают школьники между Марией и младенцем. Чаще всего используется союз «и», отделяющий двух персонажей друг от друга, в ряде случаев персонажи даже указываются через запятую. Иногда называется только Богоматерь, иногда Христос выносится перед Девой Марией. Встречается формулировка «Мария держит Иисуса». С оригинальным названием иконы никто из школьников не был знаком. Икону «Троица» и даже часто её автора знает большинство опрашиваемых (86%). Восьмой класс знаком с произведением «Ангел Златые власы», седьмой и шестой — в меньшей степени, в четвёртых же классах никто не называет произведение правильно. Однако часто дети, проявляя находчивость, пишут: «Иисус, Богоматерь». Распятие знакомо школьникам как сюжет (76%).

Последний проанализированный нами вопрос — «является ли икона произведением искусства?» Среди объяснений, почему является, мы читаем аналитические ответы школьников четвёртых классов: потому что не каждый может написать икону; потому что её рисуют; потому что она красивая. Более взрослые школьники думают, что иконопись — искусство потому, что великие художники писали иконы, что икона передаёт эмоцию, что икона — вид изобразительного искусства, что для создания иконы нужны труд и талант.

Мы видим достаточно поверхностное знакомство большинства школьников 4—8 классов с православной культурой: они уверенно отвечают на простые вопросы и затрудняются при ответе на вопросы средней сложности. Детям знакомы несколько известных личностей: князь Владимир (77%), Андрей Рублёв (69%). В иконе «Ангел Златые Власы» 32% узнают ангела, а название произведения называют лишь 12%. С православным искусством дети почти не знакомы. Очевидно, что в семьях с ними крайне редко говорят об искусстве и христианстве. Можно предположить, что негативный настрой по отношению к этим темам в некоторых случаях исходит именно из семьи. Однако школьники проявляют готовность рассуждать и порой показывают понимание глубинного смысла православных ценностей и символики, а иногда даже достаточно обширные знания, полученные дома. Опрос показывает, что музеям и образовательным учреждениям есть над чем работать. Этот школьный возраст видится достаточно благоприятным для знакомства с православием и его искусством — большинство детей готовы идти на контакт, обсуждать православное искусство, рассуждать о нём.

 Опубликовано в: Православное искусство в современном мире. Всероссийская научно-практическая конференция. — Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *