Краеведение как основа для воспитания патриотизма

Черняева Нина Федоровна, директор воскресной школы при храме Святой Троицы п. Емельяново

Краеведение — это основа нравственного воспитания народа.

Д.С. Лихачев

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России провозгласила: «Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» [3].

В 2014 году Президент России В.В. Путин сообщил: «Фонд культуры запускает новый краеведческий проект. Это очень важное, интересное и полезное дело. Люди у нас, слава Богу, все больше и больше проявляют интерес к отечественной культуре, к своей истории». В. Толстой, советник Путина, призвал воспринимать краеведение как общественное движение. Председатель Союза кинематографистов РФ Н. Михалков напомнил, что наш интерес к истории, краеведение начинается через личную жизнь, «через то, как человек попал сюда, кто были его предки, почему они сюда попали. Это глубина постижения того, чем являешься ты на своей малой родине, и что значит твоя малая родина, и ты сам для огромной страны» [2].

Статья 2 Федерального Закона «Об образовании» 2012 года гласит: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения … в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого… развития человека», «…воспитание — деятельность, направленная на развитие личности… на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей» [5].

Д.С. Лихачев говорил, насколько «важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной» [4].

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями» [3].

Партнерами в краеведческой деятельности на территории Емельяновского района являются: администрация Емельяновского района, сельсоветы, Управление образованием администрации Емельяновского района, общеобразовательные школы, Емельяновский дорожно-строительный техникум, Кедровый кадетский корпус, Емельяновский детский дом, приходы Красноярской епархии, Отдел культуры Емельяновского района, ОО ветеранов боевых действий «Сибирское братство», представители Енисейского казачества, Красноярское Дворянское собрание, национальные диаспоры Красноярского края (украинская, чувашская, польская, немецкая и другие), ОО «Романов Дом» и фонд «София».

В апреле 2013 г. на базе Солонцовской школы прошел фестиваль школьных музеев Емельяновского района как одна из форм внеурочной деятельности по краеведению. На фестивале была организована выставка школьных музеев и круглый стол, на котором был предложен для исследования новый проект «Белая Сибирь». Гражданская война прошла по всей территории Емельяновского района. В районе Дрокино, в так называемой Красноярской катастрофе, погибло, по одним данным — 800, по другим — 3000 человек. Предполагаемая задача проекта — составление карты движения белых и красных войск в Емельяновском районе (д. Минино, Дрокино, Заледеево, Дрокино, Шуваево, Устюг, Куваршино, Барабаново, Частые, Шивера, Успенка, Ивановка), подготовка к 100-летию «кровавого сочельника» 1920 года, определение места братской могилы белых солдат и офицеров на кладбище д. Дрокино и ее благоустройство, установление памятного креста или часовни во имя Александра Невского, небесного покровителя А.В. Колчака и русских воинов. Проект «Белые рыцари» предполагает изучение материала об адмирале Колчаке, генерале Каппеле и других генералов, чьи войска прошли по Емельяновскому району, составление списка участников, как со стороны белых, так и со стороны красных, а также список потерь, установление контактов с правоприемниками боевых соединений, принимавших участие в боях в Емельяновском районе. По нашему району прошли 11-й Оренбургский казачий полк, Красноуфимская стрелковая артиллерийская дивизия, 3-й Барнаульский полк, юнкерская школа полковника Рябцева, белоказаки во главе с генералом В.А. Вержбицким, войска генералов Петрова, Зинкевича, Молчанова и другие.

В процессе проведения фестивалей духовной культуры и патриотического воспитания «Царственная Россия», «Великая Держава», «Рождественская звезда» по итогам одной из номинаций собраны научно-исследовательские работы, сочинения, эссе, воспоминания, которые легли в основу изданных краеведческих сборников.

Приняли участие в издании сборников Устюжская школа, Емельяновская школа № 2, Стеклозаводская школа, Никольская школа, Дрокинская школа, фонд «София».

Благотворителями издательского проекта выступили П.М. Аграшев, ООО «Полет-Сервис», Е.П. Шемякина, Н.С. Качан, А.М. Бычек, А. Суворов, Г.В. Лапченко, С. Худяков, О.Г. Денисенко, В.П. Жаворонок и другие жители района.

В сборнике «Рождественская звезда в селе Устюг» опубликована уникальная информация о пяти учителях — участниках Великой Отечественной войны, из которых только один вернулся с фронта. Интересен тот факт, что в альбоме, посвященном участникам Великой Отечественной войны, имеется информация о службе ветеранов в русской императорской армии, об участии их в Первой мировой войне, а также в Гражданской войне.

Сборник об истории поселка Емельяново «Великая Держава» рассказывает об основании поселения в 1700 году, о закладке каменной двухэтажной Троицкой церкви 10 октября 1798 года, об освящении ее придельного храма Покрова Богородицы 27 мая 1805 года и самого Свято-Троицкого храма в 1817 году. В сборнике опубликована интересная статья Я.С. Холявчука о России, где он пишет: «Национальная идея, основанная на фундаментальных ценностях русской цивилизации, всегда, даже на крутых виражах, соответствовала своей национальной идентичности, что выражалось в верности ее носителя своим традициям, вероисповеданию, менталитету, духовному укладу жизни россиян».

Первый сборник «Царственная Россия» (2014) об истории Стеклозавода (поселка Знаменский) повествует кроме всего прочего об основании общеобразовательного учреждения в Стеклозаводе в 1912 году хозяином Знаменского стекольного завода В.А. Даниловым и о первом учителе И.С. Кашине.

Во второй сборник 2015 года были включены: список земляков участников ВОВ и героев Советского Союза; отрывок из книги профессора В.Г. Дацышена «Митрополит Иннокентий Пекинский», в котором рассказывается о брате митрополита, П.А. Фигуровском, священнике Знаменской заводской церкви, служившем 6 лет в Стеклозаводе, а затем, вместе с матерью, матушкой Манефой, помогавшем своему брату митрополиту Иннокентию в деле распространения и сохранения Православия в Китае; статья В.А. Майстренко «Данилов — сын Даниила» о том, что святой старец Даниил Ачинский являлся крестным отцом А.Д. Данилова, хозяина стекольного завода, известного купца-предпринимателя и мецената, владельца золотых приисков, винокуренного производства, Александровского завода в Минусинске, пивомедоваренного завода «Богемия» в Красноярке и множества других предприятий.

Также во второй сборник 2015 года были включены список не вернувшихся с войны, список репрессированных, список награжденных медалью «70 лет Победы», сочинения детей на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и «Пасха Христова», воспоминания о военном детстве в деревне Раскаты, о том, как в деревнях молились, чтобы сыны пришли домой с войны, статья о традициях деревни Борлок, о Троице и других праздниках.

В сборнике «Село Дрокино — бывшая казачья станица» упоминается, что Дрокино известно в литературе со времен создания Красноярского острога (1628 г.), в конце XIX века в Дрокино построили церковь, тогда оно стало селом. До сих пор здесь проживают потомки старых казачьих родов — Дрокины, Нашивочниковы, Терские.

Литературное краеведение нашло отражение не только в сборниках об истории разных сел и деревень Емельяновского района, где были опубликованы стихи местных поэтов, научные работы, рецензии и отзывы на их творчество. Также были изданы стихи местных поэтов отдельными сборниками. Так, например, сборник стихов М. Кочерженко, молодого поэта, погибшего в 23 года, Б. Евдокимова, М. Манаевой. Готовится к выпуску стихи нашего поэта И. Беера, готовятся исследовательская работа, рецензии на творчество поэта.

Совместная работа казачества со школами Емельяновского района, основываясь на богатство местного краеведческого материала, может иметь результатом создание класса казачьей направленности на основе исторически сложившихся традиций Енисейского казачества и проект «Заледеевские казаки».

В проекте — поисково-исследовательская работа о Транссибирской магистрали, которая прошла через территорию нашего района при императоре Александре III (в народе ее прозвали «царской дорогой»). При закладке дороги 31 мая 1891 года принял участие цесаревич Николай. Дорогой восхищались западные газеты: «После открытия Америки и постройки Суэцкого канала история не отмечала события более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка сибирской дороги. Это был подвиг».

В планах также проекты к 80-летию Емельяновского района: издание краеведческого сборника по собранному материалу учащихся Емельяновской школы № 3 о деревнях Емельяновского поссовета: Творогово, Крутая, Сухая, Мужичкино, Логовой; издание краеведческого сборника об истории села Елового; издание краеведческого сборника о барабановской церкви Параскевы Пятницы.

Важным проектом нравственного воспитания молодежи является составление и популяризация хронологии юбилейных дат истории Емельяновского района в юбилейном году, популяризация достопримечательностей.

Хронологическая таблица состоит из многих юбилейных дат Емельяновского района в 2016 году, таких как: 275 лет — построена почтовая станция в д. Заледеевой, 260 лет — началась традиция ежегодного крестного хода с иконой Св. Троицы в Красноярске, 150 лет — открытие первой школы в с. Заледеевском (11 сентября 1866 г.), 20 лет — состоялось первое богослужение в Свято-Троицком храме п. Емельяново после 60-летнего перерыва и массовое крещение емельяновцев в реке Кача 7 июля 1996 г.

Идет популяризация достопримечательностей и духовных символов Емельяновского района, памятников архитектуры, таких какцерковь Святой Троицы п. Емельяново, 1804 г., церковь Святой Троицы с. Частые, 1824 г., церковь Параскевы Пятницы с. Барабаново, 1857 г., церковь Преображения Господня д. Бугачево, 1883 г., церковь во имя иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость» п. Солонцы. Как говорил митрополит Волоколамский Иларион, «когда, например, приезжаем в Рим, в первую очередь идем смотреть собор Cвятого Петра. В Париже — собор Парижской Богоматери». А приезжая в наши села, мы идем смотреть, прежде всего, местную церковь.

Предстоит исследование истории утраченных церквей Емельяновского района: церковь Николая Чудотворца с. Устюг, 1820 г., церковь Николая Чудотворца, с. Погорелка, 1821 г., церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение», 1833 г., Коркинская церковь, 1859 г., церковь свв. апп. Петра и Павла д. Глядено, 1862 г., церковь св. Прокопия Чудотворца д. Минино, 1872 г., церковь Св. Троицы с. Талое, 1888 г., часовня к 300-летию династии Романовых д. Серебряково, 1913 г., Знаменский женский монастырь в п. Памяти 13 Борцов, 1880 г.; исчезнувших деревень Емельяновского района: Шерчуль, Ивановна, Кардачино, Ильинка, Богословка и многих других исчезающих деревень.

Президент России В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи, проведенной 12 сентября 2012 года в Краснодаре, вновь и вновь повторил о главном: «о ценностях, о нравственных основах, о том, как мы воспитываем молодежь, ведь от этого зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя, … не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обста-

новке» [1].

Наши российские национальные традиции и наша история — это наш фундамент в деле самоидентификации и в деле патриотического воспитания детей и молодежи.

Библиографический список

  1. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/16470.
  2. Встреча с руководителями краеведческих музеев 1 октября 2014 года, Москва, Кремль // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://special.kremlin.ru/events/president/news/46710.
  3. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) / Вестник образования. — № 17. —2009. // Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.edu.ru/proect.html.
  4. Лихачев Д.С. Раздумья. — М.: 1991.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета: сайт[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *