Выстоявший на войне и преодолевший пытки

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел третий в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О епископе Сергии (Куминском), последнем красноярском архипастыре довоенной поры, рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович. Сегодня мы, дорогие слушатели, продолжаем с вами листать летопись церковной жизни Красноярья почти уже вековой давности. Негласное табу долгое время было наложено на воспоминания о многих событиях 30-х годов прошлого века.

9c0c3f80-c12b-4fe6-8ae5-45b6979c981c.jpeg.1000000x720_q85

Епископ Сергий (Куминский) (1869–1937). Источник: pravoslavnoe-duhovenstvo.ru

Не предавали огласке многие годы, например, такой трагический факт: 5 декабря 1937 года в Ачинске расстреляли епископа Сергия (Куминского). Он управлял Ачинской епархией и замещал оставшуюся без своего архипастыря епископскую кафедру в Красноярске. Этому иерарху к тому времени шел уже шестьдесят девятый год, он страдал миокардитом и бронхитом, и, тем не менее, стойко переносил многочисленные допросы и очные ставки. В итоге, владыка Сергий так и не признался ни в одном из предъявленных обвинений.

В чем же была «вина» этого старца и молитвенника? Почему его осудили на смертную казнь? В событиях тех лет помогает разобраться наш эксперт, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин

ГМ: Епископ Сергий (Куминский) управлял Красноярской епархией с апреля 1936 года по ноябрь 1937 года. Формально титул его звучал как «епископ Ачинский», а управление Красноярской епархией по бумагам ему поручили лишь на временный срок. Но фактически это был наш последний владыка дореволюционной закваски, если так можно выразиться, иерарх старой школы. Потому и в те страшные годы он пытался делать для Церкви всё, что возможно и невозможно.

Владыка Сергий — самый старший по возрасту из тех епископов, что несли архипастырское служение на берегах Енисея в 1930-х годах. В миру его звали Александром Сергеевичем Куминским, он родился в августе 1869 года в Рязани, в священнической семье. Окончил Рязанскую духовную семинарию, с 1900 по 1918 года был воинским священником, нес служение в храмах при воинских частях.

Когда началась Первая мировая война, он, естественно, был на полях сражений и, надо сказать, что священник не просто совершал требы и богослужения для солдат, но и неоднократно подавал им личный пример мужества в бою. Служение отца Александра в годы Первой мировой войны было не раз отмечено наградами: орденами святой Анны II и III степеней с мечами, наперсным золотым крестом на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества (1915 год), орденом Святого Владимира IV степени с мечами, саном протоиерея. И, наконец, последней его наградой, полученной уже в начале 1918 года, стала палица, — по ходатайству главного священника Северного фронта.

военный

Русские солдаты целуют крест из рук военного священника в годы Первой мировой войны. Источник: hram-nevsky-kruf.cerkov.ru.

В том же году, в связи с развалом армии и революционной анархией, он отчисляется из войск и переезжает на территорию Украины, — его перевели нести служение в Черниговскую епархию. Там отца Александра настигает трагедия: умирает его супруга, мать двоих детей. Вскоре священник принимает монашество с именем Сергий.

Начало его епископского служения пришлось на те самые тяжелые для Церкви 1920-е годы, — тогда же, когда начинал свое архипастырское служение и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), и многие другие герои наших передач.

В августе 1923 года отца Сергия хиротонисают во епископа Чернобыльского, викария Киевской епархии, и несколько лет владыка Сергий фактически возглавляет киевскую кафедру, которая периодически оказывалась без номинального правящего архиерея — из-за непрекращающихся преследований со стороны Объединенного главного политического управления.

Естественно, не мог этого избежать и владыка Сергий. Впервые его арестовали в 1920 году, а ревностность в архипастырском служении сделала неотвратимыми новые преследования. Этот иерарх с самого начала избрал для себя путь служения с верностью «старотихоновской», канонической Православной Церкви.

В 1925 году отходит ко Господу сам святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, и в том же году арестовывают Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Тогда управление Церковью переходит к митрополиту Сергию (Страгородскому). Владыка Сергий (Куминский) с усердием поддерживал связь между Украиной и Москвой, несмотря на все трудности. Он же ведет огромное делопроизводство, принимает массу решений, регулярно встречается со священноначалием. И во время одной из таких поездок в Москву его арестовывают и направляют в печально известную Бутырскую тюрьму, — во многом потому, что епископ выступал убежденным сторонником тайных пресвитерских и епископских хиротоний, вне ведома государственной власти. «Как избрание, так и хиротония совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей», — описывал этот неприемлемый для государственной власти подход один из современников.

групповое фото

Владыка Сергий (крайний слева) вместе с другими иерархами Русской Церкви, несшими служение на территории УССР. Киев, 1926 год. Источник: pravoslavnoe-duhovenstvo.ru.

Вменяли архипастырю в вину и «активную агитацию» за возрождение института Патриаршества в Церкви. В январе 1927 года его приговаривают к трем годам ссылки в Марийскую автономную область (ныне — Республика Марий Эл). Так начался период арестов и ссылок, чередуемых с короткими отрезками пребывания на свободе…

ДВ: Во второй половине 1920-х годов в марийских лагерях побывало много представителей духовенства. Эти архипастыри и священники были истинными столпами Православия, к которым за советом и поддержкой постоянно обращались окружающие. В отчете Марийской областной прокуратуры за 1923 год мы читаем: «Не весьма желательна высылка в Маробласть духовенства, т.к. представители такового в силу глубокой отсталости населения имеют на последнее большое влияние, и в ссыльном священнике видят мученика за веру».

Проживая в ссылке в Марийской автономной области, епископ Сергий (Куминский) постоянно посещал богослужения в Воскресенском соборе города Краснококшайска (ныне — Йошкар-Ола), усердно молился в алтаре, но совершать Литургию власти ему запрещали.

Потом архипастыря ждали новые аресты и ссылки. В 1936 году епископ Сергий, оказавшись в Сибири, был назначен на новосозданную епископскую кафедру в Ачинске, совершал богослужения в чудом сбереженном от воинствующих безбожников Казанском соборе. И, как рассказывает Геннадий Малашин, спустя всего полтора года, именно 4 ноября 1937 года, в день престольного торжества — празднования Казанской иконе Божией Матери — представители городских властей объявили иерарху, что он отстранён от служения…

ach_kaz_sobor

Дореволюционная открытка с фотографией ачинского Казанского собора

ГВ: Владыку Сергия назначили на ачинскую и на красноярскую кафедры — по месту ссылки, как временного управляющего.

Период его управления был очень недолог: в апреле 1936 года он становится епископом Ачинским, а в ноябре 1937 года его снимают с управления. Через считанные дни (17 ноября) последует арест. Естественно, в вину епископу вменили не просто создание «церковной контрреволюционной организации», а учитывая его боевое прошлое как воинского священника, обвинили в «контрреволюционном офицерско-белогвардейском заговоре».

И здесь нельзя не отметить одно обстоятельство: владыки, которых сажали в тюрьмы и лагеря, порой не выдерживали пыток и признавали правоту ложных обвинений. Например, епископ Антоний (Миловидов) несколько раз под страшными физическими и душевными мучениями выводил свою подпись дрожащей старческой рукой, а потом от этих «признаний» отказывался. Его снова пытали, он снова подписывал и снова отказывался. И, как утверждали очевидцы, страшно страдал от этого морально, от того, что не мог выдержать.

Епископ Сергий ни разу не признал свою несуществующую «вину» и следователи, видимо, поняли, что от этого архипастыря им ничего не добиться. Допросы прекратились, дело по этому «контрреволюционному офицерско-белогвардейскому заговору» было спешно рассмотрено, и, естественно, владыку, вместе с целой группой священнослужителей, привлеченных по его делу, приговорили к расстрелу, — там же, в Ачинске…

33153_original

Расстрельная команда сотрудников НКВД. СССР, 1930-е года. Источник: antisovetskie.livejournal.com.

Мы знаем даже точную дату и примерное время исполнения приговора: ночь с 10 на 11 декабря 1937 года, не позднее четырех часов утра. И такая же темная ночь опустилась над Красноярской епархией: епископская кафедра останется вдовствующей, а все, без единого исключения, храмы красноярской земли будут закрыты. Формально, некоторые из них считались действующими вплоть до 1940 года, но, на самом деле, все красноярские церкви будут отобраны у верующих (а немалая часть — и разрушена) к 1937–1938 годам.

И эта ночь над церковной жизнью Красноярского края будет длиться целых пять лет, вплоть до 27 декабря 1942 года. Той непростой зимой красноярские верующие вновь испытают духовную радость, потому что на нашу кафедру вновь взойдет архиерей. И какой — великий ученый и чтимый святой, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

ДВ: Об этом выдающемся архипастыре и его пребывании на красноярской земле мы поговорим с вами в следующих выпусках нашей программы. До новых встреч!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *